Скульптура из камня. Резьба по камню натуральному

Инструменты

Чтобы выполнить резьбу по камню, нужно иметь набор инструментов, который называют «классическим». Но это не означает, что у каждого мастера он одинаковый. Наличие лишь некоторых инструментов в наборе является обязательным для работы — это остается неизменным с тех пор, как древние мастера впервые освоили этот вид искусства.

Красоту камня подчеркнёт художественная резьба. Для ручной обработки потребуются точность и значительные физические усилия. Современные инструменты позволяют производить обработку быстрее с приложением меньших усилий. Все инструменты делят на две группы:

  1. Ручные;
  2. Механизированные.

Ручные инструменты

  • Стамески – применяются для придания камню тонкой гранёной формы. Различают тупые, острые или широкие. С их помощью осуществляют тонкие подгоночные работы на рабочей поверхности.
  • Ручные напильники – позволяют формировать тонкие и мелкие детали.
  • Скарпель – специализированный гравировальный инструмент. Большой выбор наконечников позволяет наносить на каменную поверхность рисунки, создавать рельефность.
  • Чертилки – позволяют наносить предварительную разметку на поверхность.
  • Спицы – специальные твердосплавные наконечники позволяют наносить рисунки на поверхность камня.
  • Шпунты, закольники и прочие менее часто используемые инструменты. Первоначальную обработку каменной глыбы для придания ей определённой формы применяются фрезы. В зависимости от техники выполнения работ пользуются механическими или ручными фрезами.

Граверы – выполняется шлифовка, зачистка каменной поверхности, фрезеровка. Могут использоваться в резке, сверлении и гравировке. Небольшие размеры инструмента позволяют выполнять работы с максимальной точностью.

Пневмозубило – с его помощью выполняются фигурные работы. Его применение значительно эффективнее ручного варианта.

Прямошлифовальная машина – лучший выбор для шлифования и чистовой зачистки изделия. Маленькие по размерам и удобные по форме – они обеспечивают высокоточную работу.

Бормашинка по камню – самое частое применение – шлифовальные работы.

Возможность смены насадок самой разной формы – обеспечили пневматическим бормашинкам большую популярность. В набор насадок входят напильники, надпили, фрезы и пр. Благодаря большой скорости вращения любую работу можно выполнить быстро и точно. Альтернативное использование бормашинки – высверливание в поверхности камне небольших отверстий.

Достигнуть оптимального результата часто можно только комбинируя ручную и механическую обработку камня.

Особенности скульптурной резьбы

Вырезать фигурки из дерева люди научились много тысяч лет назад. Сегодня это искусство так же популярно, как и на заре человеческой истории. Скульптурная резьба имеет множество поклонников по всему миру. В чем ее плюсы перед изготовлением скульптур из других материалов, например, камня? Этот вид искусства:

  • не требует большого помещения для работы;
  • позволяет без проблем находить нужный материал;
  • дает возможность покупать его недорого;
  • не отнимает у мастера много времени.

skulptur1 Скульптура из камня. Резьба по камню натуральному

К тому же инструменты для работы можно найти без проблем, а при необходимости изготовить своими руками.

instrumenti2 Скульптура из камня. Резьба по камню натуральному
Набор инструментов для скульптурной резьбы

К тому же дерево как материал — более разноплановый, чем тот же камень, пластик или металл. Из него мастер может создать не только произведение искусства, но и красивые предметы быта. Украшенное резьбой кресло, декоративная полочка или затейливо вырезанный из красивого куска дерева корпус для часов станут украшением для дома или дачи. Или прекрасным подарком, ценность которого в том, что он сделан вручную мастером.

Освоивший навыки резьбы мастер может заняться украшением дома. Наличники на окнах, ставни, коньки на крыше или затейливые украшения на крыльце и веранде — все под силу резчику.

Плюс дерева как материала для резьбы еще и в том, что оно очень пластичное, его легко обрабатывать.

skulptur3 Скульптура из камня. Резьба по камню натуральному
Процесс изготовления скульптуры из дерева

Из него можно вырезать и абстрактные скульптуры, и классические образы, и даже создавать композиции, в которых смешана обработанная и необработанная древесина.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Как сделать браслет Шамбала своими руками. Мастер-класс и схемы

Что нужно для работы

И не только потому, что оно трудоемкое и требует времени и физических усилий. Скульптор должен уметь видеть будущее произведение искусства в куске дерева. Как он это делает? Один из гениев Возрождения Микеланджело Буанаротти (1475-1564 гг.) сказал, что он просто берет материал и отсекает от него все лишнее.

Чтобы поступить так, одного воображение будет недостаточно. Нужны инструменты для резьбы по дереву, при помощи которых, собственно, и делается скульптурная резьба. Что же входит в арсенал мастера-резчика?Это:

  • топорик для обтесывания заготовок;

    toporik4 Скульптура из камня. Резьба по камню натуральному
    Различные виды топориков для скульптурной резьбы

  • тесло;
  • ножи-резаки для грубой обработки;
  • стамески (с разными профилями пера);
  • штихеля;
  • надфили.

Разнообразная форма режущей части нужна для обработки выемок разной глубины и формы, а также при обработке поверхностей.

Начинающему мастеру можно приобрести готовые наборы инструментов для работы. По мере осваивания искусства резьбы по дереву он будет приспосабливать их под себя, оставляя лишнее и добирая недостающие. Некоторые специалисты делают инструмент сами, переделывая имеющиеся фабричные исходники или же заказывая у слесарей-инструментальщиков специальные резцы особой формы.

sc Скульптура из камня. Резьба по камню натуральному

Для фиксации заготовок нужны тиски столярные из дерева и струбцины. Кроме того, понадобятся набор наждачной бумаги и средства для правки и заточки рабочего инструмента.Если процесс создания деревянной скульптуры потребует специальной обработки поверхности, тогда будут нужны мягкие салфетки и материя для втирания воска и составов для придания материалу определенного цвета.

Молоток каменщика

Его главное отличие от обычного инструмента этого вида – большой вес, целых три килограмма. Благодаря этому, удары становятся мощней, из-за чего камень быстрей поддается обработке. Отбойный молоток используется, когда возникает необходимость обтесать камень. Одна сторона наконечника тупая, другая – острая.

У этого инструмента один боек тупой, от кувалды он отличается более компактным размером. Его предназначение – обтесывать небольшие по величине камни или мелкие детали.

Организация рабочего места

Для занятий необходимо оборудовать особое место, с верстаком или рабочим столом. Над ним можно поместить полки и шкафчики для хранения инструментов, заготовок, средств для обработки древесины.

Обязательно должен быть направленный источник света, чтобы обеспечить полноценное освещение рабочего места. Опытные мастера советуют выбирать лампу белого цвета, без желтизны или других оттенков. «Разноцветное» освещение нарушит восприятие материала, не даст мастеру возможность видеть нюансы материала, его структуру и текстуры.

verstak6 Скульптура из камня. Резьба по камню натуральному
Верстак для резьбы по дереву

Обработка дерева связана с большим количеством мелкой пыли, поэтому оптимальным будет устроить над верстаком вытяжку. Она должна быть обязательно, если в процессе работы используются шлифовальные электрические инструменты.

Для сушки скульптур и других работ после пропитки специальными средствами можно оборудовать специальный сушильный шкаф с нагревательными элементами. Если же высушивание проходит естественным путем, нужно обеспечить хорошее проветривание помещения.

В некоторых случаях мастера используют открытый огонь для обработки поверхности материала. Это могут быть паяльная лампа или газовая горелка. Работа с пламенем должна вестись в месте, защищенном от возгорания. Рядом рекомендуется держать воду или огнетушитель.

Предварительная подготовка древесины

Для изготовления будущего шедевра можно взять непросушенную древесину.

poshagov7 Скульптура из камня. Резьба по камню натуральному
Пошаговое изготовление резной деревянной скульптуры

На ней не должно быть сучков, отверстий, конечно, если их присутствие не вписывается в художественную концепцию произведения. Также материал должен быть без трещин, отверстий и сколов, кроме того, без следов деятельности червей-древоточцев.

Выбрав подходящий кусок дерева, мастер приступает к его подготовке для работы. Теслом или топориком с него снимается кора. Ее отделяют полосами, вдоль волокон, стараясь не повредить поверхность под нею. Некоторые мастера рекомендуют оставлять участки коры на концах заготовки (10-15 сантиметров с каждой стороны), чтобы сушка шла не так интенсивно. Это убережет дерево от растрескивания и деформации.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Напольная ваза своими руками (53 фото): как сделать большую из бросового материала, ткани, что в нее поставить, декор

Торцы стволов покрывают слоем краски или олифы, можно использовать замазки. Главное — полностью покрыть поверхность, через которую интенсивно выходит влага. Поверх свежего покрытия приклеивают плотную бумагу.

skulptur8 Скульптура из камня. Резьба по камню натуральному
Деревянная резная скульптура человека

После этого кусок древесины оставляют для просушки. Учитывая, что многие специалисты-резчики заготавливают материал впрок, нужно оборудовать специальное место для его хранения. Оно должно быть хорошо проветриваемым, без сырости и прямых солнечных лучей.

Сушка больших массивов длится около двух лет. Первое время заготовки лежат на открытом воздухе под навесом, без контакта с землей. Они должны хорошо проветриваться. После колоды переносят в помещение, где завершается процесс удаления влаги.

Заготавливая материалы, мастер должен помнить, что в разное время года древесина имеет разную степень влажности. Максимум соков содержится в стволах и ветках, срубленных с июня по август, минимум — в заготовках, полученных с ноября по декабрь.

Обработка готовых скульптур

В разных регионах сушка древесины происходит по-разному, в зависимости от природных условий в первую очередь. Наши предки рекомендовали перед началом процесса делать запаривание материала. Для этого заготовку кладут в большую чугунную емкость, на дно которой наливается немного воды. Накрытую емкость ставили в русскую печь и оставляли на ночь.

В квартире печь заменит духовка. Чтобы запаривание было эффективным, в жидкость добавляют пищевую соль (5 столовых ложек на 1 литр воды). Сушка длится 3 часа при температуре около плюс 80 градусов Цельсия. После этого заготовка оставляется при комнатной температуре на 3 недели, чтобы влага покинула ее естественным путем. Чем тверже древесина, тем больше времени требуется для ее просушки. Яблоня или же груша выдерживаются около трех месяцев, а дубовые массивы — до двух лет.

Для этого в большую емкость насыпают песок, на него кладут заготовку, сверху снова насыпают песок, затем снова кладут заготовку, так до самого верха. Емкость ставится в печь или духовку на прогревание. Чем сильнее огонь, тем более интенсивным будет цвет дерева.

После того, как работа над произведением завершена, ее нужно покрыть защитным слоем.

pokrashen10 Скульптура из камня. Резьба по камню натуральному
Покрытая лаком резная скульптура

Кроме того, в процессе обработки могут появиться мелкие трещины, которые тоже необходимо закрыть перед окончательной отделкой.

Полость нужно плотно заполнить замазкой из смеси бесцветного лака или столярного клея и пыли, оставшейся от обработки этого куска дерева. Второй вариант — заполнить трещину пластилином, аккуратно вынуть его (чтобы было легче, стенки посыпают тальком) и по имеющемуся слепку делают затычку.

Для придания дереву декоративного эффекта его можно покрыть красящим пигментом. Он пропитает материал и придаст ему приятный оттенок. Заключают процесс работы полировка и покрытие поверхности особым защитным лаком.

Художественный вид резьбы

Это самое благородное, но и самое сложное искусство резьбы по камню. По сути, это те самые изящные формы из камня, которые новичкам в этом деле так трудно даются. Используя художественную резьбу по камню, мастера создают настоящие шедевры.

Особой популярностью пользуются изделия из таких камней, как мрамор и гранит. Но для художественной резьбы используют разные породы камней, твердость которых различается. Инструменты для работы более разнообразные, чем при обычной резьбе. Мастера резьбы по камню чаще всего используют следующие материалы.

  • Бело-розовый, голубоватый ангидрид. Его еще называют «небесным камнем» или «нижегородским мрамором».
  • Монокристаллический гипс, поверхность которого блестящая и гладкая, отливает перламутром. Его называют «Марьиным стеклом», потому что в далеком прошлом камень заменял людям стекло.
  • Селенит – этот камень называют «лунным». Он обладает волокнистой структурой и ни с чем не сравнимым блеском, напоминающим шелковую гладь. Образованные камнем прожилки в мелкозернистом гипсе и глинах смотрятся потрясающе красиво.
  • Стеарит – его называют «черным камнем». Мастера используют его, когда нужно создать глазки или носики животным.
  • Алебастр природный с нежно-желтым, а также розоватым оттенками. Ему свойственна мягкая прозрачность и изящные узоры, составленные пятнами и разводами причудливой формы.
ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Нарядная коробочка для упаковки подарка из подручных материалов

Воплощение замысла в произведении

Работая с камнем, мастер становится творцом. Бесформенной твердой глыбе придается новая форма. Камень получает новую жизнь в произведении искусства, созданном художником. Это с одной стороны. А с другой – для мастера важно выполнить главную задачу, которая состоит в том, чтобы раскрыть созданную природой красоту и особенность минералов, а затем продемонстрировать это людям. Глядя на творение рук человека, многим хочется овладеть этим видом искусства.

  • Сначала оформляется замысел. Для этого на бумаге рисуется эскиз, продумываются все детали будущей композиции, прорабатывается образ. Не следует считать творческий поиск мастера потраченным зря временем. Ведь именно на этом этапе художник наделяет будущий шедевр чувствами, эмоциями.
  • По эскизу из мягкого материала (пластилина, например) создается задуманный образ с учетом естественной анатомии. Затем готовый прототип отливается из пластикрита, который заменяет гипс.
  • Следующим этапом является выбор камня, из которого будет создаваться скульптура, а также материалов для отделки. Здесь важно учитывать их «соседство» между собой.
  • Каменной заготовке придается первичная форма. Для этого используется крупная пила. После того как сделан набросок, осуществляется проработка деталей, в соответствии с выполненной до этого моделью. Используются мелкие пилы. Основным инструментом являются алмазные диски. Важно, чтобы к станку подавалась вода — так будет видно каждое движение. Спешить не нужно. Для обработки камня применяются мелкие, неглубокие движения. Это нужно для того, чтобы мастер мог прочувствовать малейшие изменения в структуре камня. Работа требует большой сосредоточенности, отвлечения недопустимы.
  • Следующим этапом камнерез намечает необходимые для скульптуры детали: черты лица, складки одежды, мускулатуру и прочее. Этот этап работы считается самым кропотливым, здесь нужна предельная внимательность. Есть такой станок для резьбы по камню – бормашина, в состав которой входят алмазные буры с разным калибром. С ее помощью прорабатывается каждая деталь. Но перед глазами мастера должен быть макет, чтобы постоянно сверять фигурку из камня с замыслом.
  • Предпоследним этапом является шлифовка скульптуры с помощью пасты и станка. Каждая деталь доводится до зеркального блеска. В результате этой операции виден рисунок и цвет камня.
  • Заключительным этапом работы над созданием произведения искусства является сборка всех обработанных элементов в единую композицию. Они соединяются незаметными швами, штифтами, прочной склейкой. Здесь тоже имеется много секретов. Со временем новичок овладеет и ими, ведь от этого финального шага во многом зависит результат сложной и длительной по времени работы.

Интересные записи