Батик: роспись по ткани для начинающих и мастер класс с фото

Специфика техники холодного батика

Тем, кто решил заняться холодным батиком, необходимо приготовить:

  • постиранную и проглаженную ткань (шелк или хлопок)
  • акриловые краски или гуашь
  • резервирующий состав, стеклянную трубочку для его нанесения и спринцовку
  • пяльцы или подрамник
  • кисточки натуральные или синтетические, воду и салфетки для их очистки
  • палитру для смешивания и разведения красок
  • трафарет
holodnii-batik-tehnika-vipolneniya Батик: роспись по ткани для начинающих и мастер класс с фото
Холодный батик: техника выполнения

После того, как инструменты подготовлены, можно приступать к работе:

  1. Закрепите ткань на раме или пяльцах таким образом, чтобы она оказалась плотно натянутой.
  2. Нанесите на ткань рисунок при помощи карандаша (можно использовать трафареты и шаблоны).
  3. Аккуратно повторите контур при помощи резервирующего состава. Следите, за тем, чтобы контур не прерывался, а резервирующий состав хорошо впитывался в ткань.
  4. Оставьте на 1 час для высыхания.
  5. Проверьте контур на целостность, подкорректируйте, если есть недоработки, оставьте для окончательного высыхания.
  6. В то время, как контур досыхает, промойте трубочку бензином и оставьте сушиться.
  7. Нанесите краску на рисунок. В первую очередь наносят светлые тона, затем более темные. При этом используют как концентрированную, так и разбавленную краску.
  8. Лишнюю влагу с закрашенных крупных частей картины уберите при помощи сухого ватного диска.
  9. Оставьте рисунок на сутки для высыхания.
  10. Снимите с рамы.
holodnii-batik-dlya-nachinayushih Батик: роспись по ткани для начинающих и мастер класс с фото
Холодный батик для начинающих

Горячий батик выполняется с применением разогретого резервирующего состава. При помощи его наносят контур и покрывают отдельные элементы рисунка для предупреждения растекания краски. Резервирующий состав можно приготовить самостоятельно по одному из рецептов:

  • Рецепт №1. Парафин (330г) вазелин (170г).
  • Рецепт №2. Парафин (250г) вазелин (125г) воск (125г).
  • Рецепт №3. Петролатум (105г) парафин (400г).
masterica-batika-za-rabotoi Батик: роспись по ткани для начинающих и мастер класс с фото
Мастерица батика за работой

Кроме резервирующего состава, подготовьте такие материалы и инструменты:

  • ткань
  • краски для горячего батика
  • кисти
  • палитру
  • подрамник или пяльцы
  • воду
  • утюг
  • старые газеты
goryachii-batik Батик: роспись по ткани для начинающих и мастер класс с фото
Горячий батик

Ход работы:

  1. Прорисуйте эскиз на бумаге.
  2. Натяните ткань в пяльцах или на подрамнике.
  3. Переведите рисунок на ткань.
  4. Зарезервируйте при помощи готового резервирующего состава те места на рисунке, которые необходимо оставить не закрашенными.
  5. Покройте красителями светлых оттенков элементы рисунка.
  6. Оставьте для подсыхания.
  7. Покройте резервирующим составом прокрашенные светлыми тонами элементы рисунка.
  8. Используйте в работе более темные тона.
  9. Снова оставьте для просушивания, затем покройте резервирующим составом прорисованные части.
  10. Примените самые темные цвета, подсушите рисунок и полностью покройте его резервирующим восковым составом.
  11. Снимите работу с подрамника.
  12. Слой за слоем удалите с рисунка резервирующий состав, проглаживая горячим утюгом между газетными листами.
  13. Готовую работу оформите в рамку.
udalenie-voska-s-gotovogo-batika Батик: роспись по ткани для начинающих и мастер класс с фото
Удаление воска с готового батика

Принцип узелкового батика – механическое резервирование ткани. На сгибах и в узлах материя либо не прокрашивается вовсе, либо окрашивается в более светлый оттенок. Техника узелкового батика доступна каждому. Вовсе не обязательно иметь художественные навыки, чтобы заниматься этим увлекательным видом росписи ткани.

Материалы и принадлежности:

  • ткань хлопчатобумажная светлая
  • анилиновые красители для тканей х/б
  • плотная нить, веревка, жгут или шнур
  • палитра
  • емкость для окрашивания
  • лопаточка для помешивания
uzelkovii-batik Батик: роспись по ткани для начинающих и мастер класс с фото
Узелковый батик

Этап 1. Подготовьте ткань к окрашиванию одним из способов:

  • зашейте
  • завяжите
  • скрутите
  • сложите
  • подогните

Этап 2. Опустите подготовленную ткань в емкость с разведенным красителем. Если вы желаете получить плавные размытые переходы цвета – предварительно смочите ткань. Для образования резких цветовых границ оставьте материю сухой.

Этап 3. После того, как материя прокрасится, сполосните ее под проточной водой. Первый раз вместе с узелками, затем развяжите их.

uzelkovii-batik-tehnika-vipolneniya Батик: роспись по ткани для начинающих и мастер класс с фото
Узелковый батик: техника выполнения

Техника батик позволяет создавать настоящие шедевры, служащие впоследствии украшением квартир и домов. Картины и панно батик, выполненные различными способами, могут стать изюминкой любого интерьера, а яркие цвета и диковинные узоры – оживить даже самую строгую обстановку.

rospis-po-shelku-batik Батик: роспись по ткани для начинающих и мастер класс с фото
Роспись по шелку, батик

Начинающие мастера, а также лица, не имеющие художественного образования, но желающие проявить себя в искусстве, смогут создать необыкновенные шедевры, применив наиболее интересную разновидность техники батик для украшения полотна или одежды.

Холодный батик

Представляемый вариант росписи по ткани подходит людям, имеющим терпение, так как сам процесс работы достаточно трудоемкий и занимает много времени. В качестве резерва используются составы, которые не следует нагревать или расплавлять.

Далее потребуется подготовить необходимые инструменты:

  • карандаш;
  • резерв;
  • стеклянная трубка для нанесения резерва;
  • колонковые кисти;
  • кнопки с подрамником;
  • ткань (наиболее подходящей станет шелк).

Выбрав подходящий рисунок, мастеру необходимо перенести его на бумагу, как шаблон. Весь контур изображения должен быть замкнутым. Последующее нанесение резерва необходимо производить без задержек, но и не спешить при этом. Чтобы не допустить ошибок, предлагается ознакомиться с правильной последовательностью действий.

  • Изначально выбранное для работы полотно необходимо простирать, натянуть на подрамник.
  • В стеклянную трубку набирается резервирующее вещество, после чего наносится на контур эскиза.
  • Для увеличения числа оттенков на палитре потребуется разбавить один и тот же цвет разным количеством воды. Для создания их в большом количестве можно воспользоваться небольшими баночками от йогурта или одноразовыми стаканчиками.
  • При нанесении красок важно изначально наносить светлые тона с плавным переходом к темным оттенкам.
  • После нанесения красок на поверхность готового изображения необходимо высыпать немного соли, дать краскам высохнуть, после чего стряхнуть солевые песчинки и снять полотно с подрамника.
  • После окончания красящих работ остатки резерва из трубки необходимо удалить, в противном случае он затвердеет.
  • Спустя сутки ткань следует прокипятить, затем простирать в теплой воде.
  • При полоскании в воду необходимо добавить немного уксуса. Затем отжать материал от воды и прогладить.

Горячий батик

Роспись на повседневной одежде выглядит не просто красиво, а крайне эффектно. Художники, желающие преобразить свой гардероб, должны внимательно изучить технику горячего батика. Данный способ очень удобен, так как не требует кропотливого труда с окрашиванием отдельных кусочков полотна. Многие творческие личности, желая иметь уникальные вещи, не имеющие аналогов, изначально закупают ткань, затем разукрашивают полотно, а после шьют из него одежду.

Единственное, в чем необходимо проявлять осторожность, – это работа с расплавленным воском. В остальном используются самые стандартные инструменты. Наиболее подходящая для работы ткань – хлопок, шерсть или шелк.

Важным этапом работы является подготовка инструментов.

  • материя;
  • бумажный трафарет;
  • краски;
  • стакан;
  • чантинг;
  • кисти;
  • целлофан и газеты;
  • фен и утюг;
  • воск.

Прежде чем приступать к созданию шедевра, мастеру необходимо переодеться в рабочую форму.

  • Для начала необходимо взять чантинг. Он напоминает миниатюрную лейку с тонким носиком. Хотя гораздо удобнее использовать кисти с тонким ворсом, благодаря которым получается наносить ровные капли на полотно. И лишь после используется красящий состав.
  • Далее наносятся краски. При необходимости можно повторно применить воск на некоторых зонах рабочей поверхности и раскрасить иными по составу красящими веществами.
  • После высыхания краски следует удалить воск. Для этого необходимо положить полотно на газетную бумагу и погладить его утюгом. Затем поменять газетный лист и снова прогладить.

Свободная роспись

Наиболее распространенной на сегодняшний день считается свободная роспись с вымачиванием в солевой жидкости. Особенность техники заключается в том, что натянутая ткань должна пропитаться водно-солевой жидкостью, после чего на нее наносится красящий состав. Рисовать такую красоту – одно удовольствие, так как готовый результат придется по вкусу даже самым привередливым художникам. Чтобы понять тонкости свободной росписи, предлагается изучить несколько вариантов его исполнения. Для начала необходимо подготовить рабочие принадлежности:

  • красители на анилиновой основе;
  • солевая жидкость;
  • шелковое полотно;
  • эскиз;
  • кисти;
  • карандаш.
ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Вытянутые петли крючком по кругу: мастер-класс с фото и видео

Начинающие мастера первым делом соберутся подготовить солевую жидкость. Для этого потребуется взять несколько столовых ложек соли и развести ее в стакане горячей воды. Но здесь имеется важный нюанс – горячую жидкость необходимо перелить в эмалированную тару или стеклянную посуду, чтобы было удобнее размешивать, а после наносить на ткань. Затем карандашом делается набросок подготовленного изображения на полотне.

  • В первом случаеследует ознакомиться с мокрой росписью. Перед началом работы ткань пропитывается в солевой воде, а далее без ожидания, пока ткань подсохнет приступают к работе. Кстати, даже для разбавления красящих веществ необходимо использовать соленую воду. При нанесении рисунка следует пользоваться широкой кистью и делать ей грубые мазки. Благодаря этому рисунок получит необычный дизайн.
  • В данном случае предполагается роспись по полусухой материи. В то время, когда шелк еще слегка влажный, на нем возникают кристаллики соли, благодаря чему наносимый красящий состав не растекается в разные стороны, хотя от кисточки остается яркий след, который спустя некоторое время немножко расползается. Данный способ идеально подходит для создания имитации природных контуров.
  • Третий способ рассказывает о работе с сухой материей. После того как полотно высохнет, ткань становится хрустящей, а красящее вещество лишь слегка растекается по ее поверхности. Процедуру прорисовки следует продолжать путем нанесения редких мазков.

Материалы и инструменты

Несмотря на кажущуюся легкость исполнения живописного рисунка на тканевом материале, батик предполагает использование самых различных инструментов и материалов, которые обязаны присутствовать в арсенале художника.

Ткань для основы

Материал для рисования может быть самым разным, хотя наиболее предпочтительными являются натуральные ткани, например, шелк. Начинающим мастерам лучше использовать искусственные материи, например, шифон или крепдешин. Выбранное для работы полотно предварительно следует постирать, затем закрепить на раму, слегка растянув его.

Благодаря этому красящий состав проникает глубоко в волокна и максимально прокрашивает ткань.

Подрамник

К сожалению, без данного предмета обойтись никак нельзя. Ведь выбранная для работы ткань должна ожидать окрашивания в натянутом состоянии. Подрамники для батика по внешнему виду напоминают оконные рамы, где с одной стороны плоскости имеется скос, чтобы натянутая ткань не касалось его основания. Если отсутствует подрамник, можно воспользоваться раздвижной рамой. Приобрести ее можно в специализированном бутике.

Важное преимущество раздвижного подрамника заключается в возможности изменять длину и ширину рабочей зоны. Опытные мастера, имеющие высокую квалификацию в технике батик, используют пяльца.

Для выполнения работ в технике батик они считаются наиболее важными и основными инструментами. Поэтому на них нельзя экономить. Да и приобретать бюджетные наборы кистей разных размеров нежелательно. При нанесении красящего состава кончик кисти должен плавно и тонко передвигаться по основанию полотна, а неправильная форма ворса может испортить художественный замысел.

То же самое касается вылезающих из пучка волосков. Кисти, предназначенные для росписи по ткани, стоят достаточно дорого. Только мастерам придется потратиться один раз, чтобы исполнить несколько сотен работ.

Красящий состав

Обратившись в любой художественной бутик, начинающий мастер сможет познакомиться с разнообразием красок, предназначенных для батика. Только лучше всего приобретать краски на акриловой основе и водорастворимые красящие составы. Причем водорастворимые гораздо лучше подходят для тонких видов материи. Акриловые краски по консистенции напоминают гуашь и используются для работы с плотными тканями.

Стеклянная трубка

Инструмент, используемый для нанесения резерва по контуру рисунка на полотнах. Приобретая стеклянную трубку, необходимо обратить внимание на диаметр носика. Чем он тоньше, тем уже получится полоса разделения между цветами.

Данные материалы используются в исполнении горячего батика. Одни мастера предпочитают работать исключительно с восковым веществом, другие смешивают его с парафином. А все потому, что чистый воск очень сложно очищается по окончании работ. Сказать наверняка, какое количество резерва потребуется для работы, невозможно.

Контуры

Обычно этот материал используется для исполнения работ в холодном виде батика. Приобретают их там же, где красящие составы. Контуры, как отдельный материал, предлагаются мастерам в различных вариациях эффектов и цветовой гаммы.

Чантинг

Инструмент, предназначенный для работы с жидким воском.

Кнопки

1469964868_1224492641-1162155347-untitled-2 Батик: роспись по ткани для начинающих и мастер класс с фото

Используются для фиксации натянутой ткани на раму. Можно приобрести в любом канцелярском магазине. Они могут быть продолговатые по форме либо металлические с круглой шляпкой. В данном случае можно использовать любые крепежи, которые удобно использовать самому мастеру.

Различные мелочи

В данном случае предполагаются простые карандаши, палитра, позволяющая смешивать разные красящие составы, калька, ластик, фломастеры, благодаря которым получится обвести шаблон задуманного рисунка, бечевка или обычные нитки, позволяющие создавать узелковый батик, спирт, фен и вода, желательно без примесей.

Новинки мастерства

На сегодняшний день художественные магазины постоянно пополняются различными материалами и инструментами, позволяющими облегчить мастеру работу. Представляемые новинки позволяют превращать в реальность самые сложные фантазии художника. Одним из таких новшеств является фантомный маркер. После нанесения изображения на ткань и обработки его резервирующим составом и красящими элементами, маркер испаряется. Широким спросом среди художников стали пользоваться прочные когти, удерживающие основу на подрамниках, при этом они не повреждают ткань и не оставляют дырочек.

Любители техники горячий батик по достоинству оценят паровую баню для воска с электрическим подключением. Для творческих личностей, занимающихся батиком профессионально, создан аэрограф с рядом особенностей, позволяющий распылять красящий состав по тканевой поверхности в больших количествах. Отличительная черта аэрографа заключается в равномерном нанесении красок на рабочую поверхность. Послу высыхания на готовом рисунке отсутствуют градиентные пятна и потеки.

Для росписи используются все виды шелковых тканей, а также шерсть и хлопок. Сперва материал готовят к началу работы (чистят, стирают, проводят влажно-тепловую обработку) и натягивают на раму.

  • Краски лучше заранее подобрать по цветам и проверить их на образце основной ткани. Это позволит оценить интенсивность цвета и степень «растекаемости».
  • Их наносят кистями (в том числе и специальными, с резервуаром для воды), ватными или поролоновыми тампонами.
  • Для работы также понадобится палитра, емкость с водой и салфетка для протирания кистей.
  • Ткань нужно будет смачивать пульверизатором и сушить с помощью фена.
  • Для создания различных эффектов задействуют соль, спирт и цветные контуры.

Идеи батика — натюрморт, маки, абстракция, цветы, розы, лошади, сакура, рыбы, сова, морская тема, подсолнухи, ирис: фото

batik-natyurmort Батик: роспись по ткани для начинающих и мастер класс с фото
Батик, натюрморт

Что такое батик – определение, виды

Батик («batik» – капля воска, инд.) – роспись по ткани, выполняется вручную. Этот вид творчества, широко распространенного в Китае, Индии, Японии и странах Африки, обретает популярность и в Европе. Все больше современных рукодельниц выбирают для себя это необычное, но очень увлекательное занятие – роспись ткани.

В основе техники исполнения лежит принцип штрихования при помощи специальной краски отдельных участков шелковой, хлопковой, синтетической или шерстяной ткани, предварительно обработанных парафином, резиновым клеем, или иным резервирующим составом.

batik---ruchnaya-rospis-tkani Батик: роспись по ткани для начинающих и мастер класс с фото
Батик — ручная роспись ткани

Виды батика:

  • Холодный батик – резервирующий состав наносят по контуру и оставляют для высыхания. Затем рисунок расписывают специальными красками. Наиболее безопасный способ.
  • Горячий батик – на ткань наносят расплавленный воск и после его застывания рисунок раскрашивают разными цветами.
  • Свободная роспись – предварительное резервирование не выполняется, в работе используют краски с загустителем.
  • Узелковый батик – на ткани завязывают узелки и скручивают ее перед окрашиванием. Это позволяет получить необычные разводы и узоры.
  • Шибори (сибори) – рисунок, полученный в результате окрашивания сложенной ткани. Японская техника нанесения изображения.
ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Искусство менди: роспись хной по телу

Применение свободной росписи

Свободная роспись по ткани без использования грунтов и загусток может выполняться и по сырому, и по сухому материалу.

«Сырая» роспись

Выполняют ее в один сеанс. На протяжении всего процесса ткань должна оставаться влажной. Для этого уровень влажности в помещении поддерживают при помощи увлажнителя воздуха, ткани – распылением воды из пульверизатора.

Самая простая подобная работа – бессюжетная роспись, в которой цветовые пятна и линии сливаются между собой без резких переходов. Часто ее сочетают с «солевым» эффектом. После высыхания работу можно декорировать при помощи цветных контуров.

«Сухая» роспись

Роспись без грунта выполняют и по сухой ткани в несколько приемов. Каждое новое цветовое пятно наносят после высыхания предыдущего. Границы расписанных участков остаются видными. Их называют «затеками», которые в других техниках являются браком. В данном случае их наличие может считаться частью художественного замысла. «Растекаемость» краски контролируют струей фена или тепловой пушки.

Роспись в этой технике предсказуема, и это позволяет использовать эскиз. Выбирая краски «под утюг», важно учесть одно их свойство: высыхая, они образуют тонкую, трудносмываемую пленку. Это значительно сокращает срок службы кистей, а множество слоев краски влияет на мягкость ткани.

Существуют специальные грунты фирм “Marabu”, “Javana”, “Decola”. Они не влияют на свойства ткани, легко вымываются после фиксации красителя и совместимы с парозакрепляемыми красками.

В качестве грунта также используют 20%-ный раствор соли, желатина, крахмала.

Свободная роспись дает художнику большой выбор инструментов и приемов для реализации художественного замысла. Например, работая «по-сырому», художник получает возможность быстро расписывать большие пространства. Из ткани, раскрашенной таким образом, шьют шторы, одежду, театральные декорации.

Грунт и загустка позволяют создавать композиции с наибольшей степенью проработки деталей. Помимо привычных работ в технике батика создаются фотореалистичные и даже миниатюрные работы.

В свободной росписи нет жестких правил – это поле для экспериментов, поэтому ее часто комбинируют с другими техниками батика.

Что нужно для батика: ткани, рамки, краски

Для росписи используются в основном шелковые или подобные шелку ткани – атлас, вискоза, туаль. Благодаря своему блеску и легкости рисунки на них получаются как «живые», к тому же щелк представляет возможности для цветосмешения и различных визуальных эффектов.

Художественная роспись по ткани это не просто вид рукоделия, а настоящее искусство и обычного желания здесь недостаточно, нужен еще художественный вкус и навыки рисования. Хотя зачастую многие переоценивают сложность росписи по шелку. Определенные навыки, при работе с тканью конечно нужны, но им легко можно обучиться в довольно короткий срок, а при отсутствии художественного таланта вполне можно пользоваться шаблонами или картинками, распечатанными из интернета. Никто же не заставляет вас писать высокохудожественное произведение.

Для росписи ткани используются специальные краска, которая бывает разных видов в зависимости от способа закрепления: паром, специальным раствором, горячим утюгом или сушкой. Для начинающих лучше всего подходит краска, которая закрепляется утюгом или длительной сушкой. На начальном этапе можно воспользоваться, например, красками фирмы «Гамма» отечественного производства – у них не очень богатая цветовая палитра, но и стоят недорого. А когда после наработки определенных навыков в росписи, можно купить краски и дороже.

Для защиты отдельных элементов рисунка в процессе работы применяют специальный резерв. Который может быть прозрачный или цветной, смываемый или оставляющий прорезиненный след . в магазинах можно приобрести специальные наборы для начинающих художников, в которые входят краски нескольких цветов и тюбик с резервом.

Помимо красителей и резерва для росписи ткани понадобится еще специальная рама, но которую натягивается ткань (на начальном этапе можно воспользоваться обычными большими пяльцами) и кисти всевозможных размеров, круглые с острым кончиком, лучше из белки или колонка.

Tekhnika-i-vidy-batika-dlia-nachinaiushchikh-4 Батик: роспись по ткани для начинающих и мастер класс с фото

Ну вот все необходимые инструменты и материалы подготовлены и можно приступать непосредственно к росписи. Ручная роспись по шелку требует большой точности и аккуратности, поэтому если не уверены в твердости своей руки, лучше потренируйтесь сначала на бумаге.

Первое знакомство с искусством росписи ткани лучше всего начать с абстрактных пятен, полос или других фигур. Так вы лучше поймете, как ведет себя краска на ткани, какого эффекта можно добиться, смешивая красители, да и пятна или потеки, которые нередки у начинающих художников легче скрыть.

С помощью самых обычных веществ можно получит очень интересные эффекты на ткани. Например, с помощью поваренной соли, можно получить высветленные пятна на картине или если рисовать по мокрой ткани, то краски будут очень красиво растекаться, образуя плавные переливы.

Техника свободной росписи отлично подходит как для начинающих художников, так и профессионалов – она позволяет придать индивидуальность работе, проявить талант художника, а также создать действительно оригинальную и неповторимую вещь.

Для того, чтобы лучше понять что же такое батик, а именно: роспись по ткани, давайте посмотрим небольшой мастер-класс для начинающих по созданию фантазийного узора на лоскуте шелковой ткани, которую впоследствии можно использовать как платок или шарф.

Необходимые материалы и инструменты:

  • Шелк или подобная ткань (шифон, туаль, вискоза);
  • Рама для натяжения ткани;
  • Краски для ткани;
  • Большие кисти;
  • Поваренная соль и мочевина в гранулах (ее можно купить в цветочных магазинах).

Мастер-класс по росписи шелкового платка.

Для того, чтобы расписать платок или шарфик не требуется профессиональных художественных навыков – это сможет сделать любой человек довольно быстро. Особенно процесс свободной росписи привлекает детей. Да и одежда сделанная своими руками, носится особенно приятно, пусть даже это обычный платок или шарфик.

lazy_placeholder Батик: роспись по ткани для начинающих и мастер класс с фото

Итак, начнем…

Натягиваем ткань на раму. Это надо делать очень тщательно, чтобы ткань не провисала и не морщилась, иначе краски будут неравномерно растекаться или рисунок получится перекошенным.

С помощью кисти и обычной чистой воды равномерно смачиваем всю поверхность ткани.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Снежинка из сеточек

Пока ткань не высохла, начинаем наносить красители в произвольном порядке без каких-либо предварительных рисунков. Рисовать можете все, что угодно – геометрические узоры, листики, полосы, цветы. Главное при этом соблюдать несколько правил, чтобы цвета гармонично сочетались между собой: один и тот же цвет должен повторяться несколько раз, при этом какой-то один цвет должен преобладать и эффект объемного рисунка создает очень темный фон.

После того, как роспись окончена, по влажной ткани в произвольном порядке рассыпаем моль и мочевину и ждем высыхания, наблюдая за получившимися эффектами.

Стряхиваем мочевину и остатки соли с полотна и запариваем ткань (если краситель под запаривание) или проглаживаем горячим утюгом (предварительно прочитайте в инструкции к красителю о способе его закрепления на ткани). Затем изделия стираем в теплой воде с мылом или порошком, проглаживаем утюгом и подшиваем. Платок или шарф готов.

Технология свободной росписи позволяет подобным образом окрашивать не только шарфики, но и декорировать любую одежду, а также обувь и сумки. На фото представлены некоторые варианты росписи различных вещей, которые под силу сделать любому человеку.

Само слово «батик» в переводе означает «воск». То есть значально под ним подразумевали исключительно горячий вид росписи. Но на сегодняшний день большинство художников называет роспись с помощью резерва «батиком», поэтому такое наименование прижилось в творческой среде.

fashionelement Батик: роспись по ткани для начинающих и мастер класс с фото

Состоит из двух крупных этапов – подготовки и непосредственно работы над росписью.

На первом этапе внимательно прорабатывается эскиз. Опытные мастера обычно пропускают этот шаг, так как уже умеют работать и без него.

В качестве принта и узоров часто используют цветы. Такой орнамент легко вписать в любую композиционную схему. Кроме того, особенности техники позволяют делать цветы на ткани детальными и выразительными.

Эскиз советуют выполнять в натуральную величину. По сути это позволяет хорошо набить руку перед росписью на шелке. Так можно обнаружить и исправить ошибки, выстроить процесс работы и максимально точно перенести замысел на полотно.

Для выполнения техники холодного батика подойдут не все картинки. Важно, чтобы каждый элемент изображения на эскизе имел замкнутые контуры. Это нужно, чтобы цвета не смешивались между собой (только если подобное не замысел художника). Также на эскизе должны соблюдаться законы композиции. Цветовое решение также стоит продумать на первом этапе.

Когда новичок только набирает опыт, лучше ограничить количество мелких деталей. Это риск размазать резерв, сделать рисунок «грязны». Мелкие детали к тому же сложнее обвести резервом, они часто сливаются в одно пятно.

После подготовки эскиза его можно обвести маркером. Так линии будут лучше видны сквозь ткань.

  • Подготовка инструментов и рабочего места.

Подготовленную ткань нужно туго натянуть на подрамник, чтобы при смачивании она не провисала, а краска не перетекала на соседние участки. Некоторые художники натягивают влажную ткань, в этом состоянии она более эластичная.

batik-chto-eto-takoe-istoriya-i-vidy-rospisi-po-tkani Батик: роспись по ткани для начинающих и мастер класс с фото

Для батика используют специальные рамы.

Перед началом работы подготавливают и колер. В красках для батика нет белого цвета, для создания светлых оттенков их разбавляют водой. Полученные цвета проверяют на образце той же плотности, что и основная ткань. Так можно убедиться, соответствует ли интенсивность цвета задуманной.

Специальные инструменты для холодной росписи – непосредственно связанные с резервом. Это может быть стеклянная трубочка и груша, с помощью которой резерв набирают, либо готовая туба с резервом. Как еще один вариант – специальная пластиковая емкость с длинным носиком, которую легко подобрать по фото.

Для того чтобы заниматься батиком, понадобятся такие материалы, инструменты и приспособления:

  • Ткань для росписи (шелк, синтетика, шерсть, атлас, вискоза).
  • Пяльцы для вышивания (для незначительных площадей), рамы, подрамники, кнопки для закрепления материала в раме.
  • Кисти разной толщины с синтетической и натуральной щетиной. Для крупных рисунков – флейцы, для росписи – круглые.
  • Набор красок (термозакрепляемые и «под запаривание»), пипетки, распылители, специальные стеклянные трубочки.
  • Лейки и чантинг, необходимые во время работы с горячим воском.
  • Штампы, листы копировальной бумаги, трафареты, контурные карандаши и смеси, исчезающий маркер.
  • Грунтовочные составы, эффектарные соли, восковые резервы, контуры.
  • Фен с режимом холодной сушки.
chto-nuzhno-dlya-batika Батик: роспись по ткани для начинающих и мастер класс с фото
Что нужно для батика?

Роспись с загусткой

Отдельно выделяют прием «сухой кисти», который тоже относится к техникам свободной росписи. В загустку вводят сухую или жидкую краску и при помощи получившейся пасты расписывают ткань. В качестве загустки используют альгинатную, клестер из крахмала, клей КМЦ. Производители красок для батика также выпускают и специальные загустки для росписи.

vunder.ee

Для работы «сухой кистью» подходят краски на основе резервирующего состава. Для их приготовления необходимы парозакрепляемые порошковые красители. Их растворяют в уксусной кислоте, а после процеживания добавляют к резервирующему составу. Смесь доводят до кипения на водяной бане. Такие краски могут долго храниться под закрытой крышкой.

Предметы, расписанные в этой технике, чаще имеют декоративное, а не утилитарное назначение.

Идеи батика — натюрморт, маки, абстракция, цветы, розы, лошади, сакура, рыбы, сова, морская тема, подсолнухи, ирис: фото

1469961438_003-4a40875986530 Батик: роспись по ткани для начинающих и мастер класс с фото

На сегодняшний день все работы, сделанные вручную, например, вязаные вещи или вышивка на ткани, стоят очень дорого. То же самое касается полотен, созданных в технике батик. Создатель красочного шедевра вкладывает в свои произведения искусства много сил и времени, стоит ли говорить о материалах и инструментах.

В первом случае предлагается рассмотреть готовое полотно, выполненное в технике холодного батика. Каждый мазок кисти сопровождается плавным переходом от темных к светлым оттенкам. При внимательном рассмотрении просматривается четкая линия резервирующего состава, благодаря которой присутствуют границы в каждом элементе рисунка. Фоновая часть платка исполнена в самых необычных и плавных переходах светлых тонов палитры, с которыми художник работал не один час.

Люди, не имеющие художественного образования, не смогут найти разницу между техниками холодного и горячего батика. Это смогут сделать только искушенные мастера своего дела. В данном случае предлагается рассмотреть вариант рисунка, составленного в технике горячего батика. Его главная отличительная черта заключается в возможности использования тончайших линий воска, которые едва заметны на готовой картине.

Третий вариант работы выполнен в свободной технике. И это видно невооруженным взглядом. Смотря на цветок, в мыслях сразу возникает силуэт художника, который аккуратными мазками наносит красящие составы на полотно. А солевой раствор, применяемый в работе, только помогает создать плавные переходы между похожими по оттенкам цветами.

В следующем видео вы сможете ознакомиться с секретами работы опытного мастера при создании росписи.

uzelkovii-batik Батик: роспись по ткани для начинающих и мастер класс с фото
Узелковый батик

Интересные записи