Изготовление кабошонов и бусин из камней самоцветов

О технологии создания кабошонов

Для создания кабошонов используется два типа материалов:

  • натуральный камень, хрусталь или природное стекло
  • искусственный или полудрагоценный камень или стекло.

От того к какому типу принадлежит материал, будет зависеть технология его обработки. Поэтому если мастеру по созданию кабошонов попадается натуральный минерал, то он применит к нему процедуру глубокой шлифовки. Если же он имеет дело с искусственным стеклом или камнем, а также полудрагоценным минералом, то он сделает огранку.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Нередко для создания кабошонов применяются необработанные камни, которым лишь придается форма с помощью огранки. В остальном они имеют целиком натуральный и нетронутый вид. Создают такие изделия из минеральных кристаллов, а также камней, которые обладают глянцевой и блестящей поверхность от природы, а не вследствие обработки.

Некоторые виды кристаллов при обработке кабошоном могут сверкать и переливаться гранями, напоминая настоящий алмаз.

Бусины из натурального камня

Закрепление камня в оправе путем равномерного и непрерывного обжатия ее стенок со всех сторон металлом – закрепочным пояском оправы называется глухой закрепкой. Она позволяет придать камню более правильную форму, резче обозначить цветовой контраст камня и металла, и обеспечить наибольшую надежность и крепость всего изделия. Применяют глухую закрепку в основном для закрепления непрозрачных камней.

Закрепление камня в оправе при помощи крапанов – приливов (стоек) металла, выступающих над верхней кромкой оправы – называется крапановой закрепкой. Она применяется для закрепления практически всех видов вставок из самоцветов и цветных камней.

Крапановая закрепка обеспечивает лучшее по сравнению с глухой закрепкой освещение кабошона, позволяет увидеть его форму, огранку, произвести профилактический осмотр, промывку камня. Украшения с крапановой закрепкой кабошонов производят приятное впечатление ажурных, легких.

Крапановая закрепка является самым распространенным видом.

Процесс, когда закрепление вставки осуществляется при помощи корнеров, поднятых штихелем из металла изделия, а сам кабошон укладывается в гнездо – опорный поясок в отверстии изделия, – называется корнеровой закрепкой. Чаще всего она применяется для закрепления прозрачных камней, чтобы осветить их возможно было и сверху, и снизу. Особенно незаменим этот вид закрепки в многокаменных изделиях, когда сочетание цвета многочисленных камней, корнеров и специально вырезанных на боковой стороне оправы сквозного узорчатого рисунка придает изделию особую нарядность, эффектность, привлекательность.

При закреплении кабошона в оправе низ камня должен быть совершенно плоским, а край, которым он должен лечь на опорный поясок, должен иметь небольшую фаску, которая дает возможность легко опустить камень в оправу, не цепляясь за ее стенки. Тогда камень лежит на опорном пояске ровно, соприкасаясь с ним во всех точках. В таком случае, закрепляя кабошон, ювелир не испытывает затруднений и крепление получается надежным.

 Изготовление кабошонов и бусин из камней самоцветов

Посадка кабошона без фаски в плотную оправу может привести к скалыванию камня, это потребует повторной обработки кабошона.

Контур кабошона должен в точности соответствовать участку, выбранному на противоположной стороне пластины, для чего применяют двойные трафареты. Делают их из двух одинаковых трафаретов, находящихся друг от друга на расстоянии 8 мм. Пластину из камня помещают между ними, определяют лучшую сторону и на ней обводят контуры выбранных участков, затем пластину с трафаретом переворачивают и очерчивают эти участки уже на другой стороне. Такой процесс работы исключает ошибки при выборе участка, которые случаются при применении простого трафарета.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Мастер-класс по созданию кукол из капроновых колготок

Агатовые окрашенные крупные бусины — для авторских украшений.

После этого пластину с нанесенными контурами разрезают на заготовки, следя за тем, чтобы пластина была устойчивой. Чтобы избежать сколов камня, пластину нужно подавать медленно в прямом направлении, оставляя между контуром и пилой зазор в 3–4 мм. Дальше, чтобы убрать сильно выступающие участки, заготовку подрезают еще раз.

С разрезанной пластины все выступы лишнего материала удаляют кусачками или сошлифовываются. Особенно легко обрабатывать пластины агата. Так что начинающим ювелирам рекомендуется пробовать себя именно в обработке агата.

При шлифовке по контуру заготовку нужно держать таким образом, чтобы контур был хорошо виден. Для получения плавных кривых заготовку непрерывно перемещают.

Иногда обрабатывают заготовку, наклеив ее на оправку – кленовую или березовую палочку, разрезанную строго поперек, длиной примерно 120 мм, к которой крепится камень. Тогда работа мастера значительно облегчается и обработка получается более точной.

Так как размеры и формы кабошонов различны, можно сделать набор оправок разного диаметра – от 4 до 20 мм.

Если одновременно обрабатывать несколько камней, то для того, чтобы последовательно пропускать каждую партию через все стадии обработки, нужно иметь 13–15 оправок каждого размера. Так работать удобнее всего.

melodiabisera-11 Изготовление кабошонов и бусин из камней самоцветов

Наклеивают камень на оправку специальной смолой. Для более прочной связи камень и смола должны быть тёплыми.

Используя технологию изготовления кабошонов, можно сделать вручную хорошие бусины из камня.

Плоские квадратные и прямоугольные бусины из перламутра.

Бусинами называют небольшие камни любой формы, имеющие отверстия, благодаря которым их можно нанизывать на нитку.

Чтобы сделать партию одинаковых по размеру сферических бусин, нужно подобрать качественный материал и распилить его на пластины толщиной, равной желаемому диаметру бусин. Затем пластины распиливают на полоски, а полоски — на кубики.

Для изготовления большого количества бусин распиливают сразу несколько пластин, подрезают выступы и склеивают вместе резиновым или иным клеем. Когда клей затвердеет, блок склеенных пластин устанавливают в камнерезный станок и разрезают на части, равные по толщине исходных пластин. Каждая из полученных пластин теперь состоит из ряда соединенных вместе каменных полосок. Эти пластины склеивают вновь и, после того, как клей затвердеет, опять распиливают их, но уже поперек полосок.

Растворив клей, получают множество небольших, совершенно одинаковых по размеру кубиков, которые теперь можно отшлифовать и получить заготовки бусин. Очень удобно.

Мелкие бусины из разных камней (бой).

Чтобы придать заготовкам нужную форму, делают держатель-опору для контакта со шлифовальным кругом.

1 Изготовление кабошонов и бусин из камней самоцветов

Сделать держатель можно из металлической или бамбуковой палки нужного диаметра длиной 50 см, на одном конце которой срезана изнутри — фаска под углом 45 градусов.

Бусину вставляют в этот конец и удерживают в таком положении кончиками указательных пальцев. Один конец палки крепко держат под мышкой, а другим концом прижимают бусину к шлифовальному кругу. Перед кругом устанавливают опорную площадку, на которую опирается передний конец палки. Для шлифования бусин нужно приблизить палку к шлифовальному кругу, пока бусина не коснется его.

Продолговатые бусины из кошачьего глаза (имитация).

Затем указательными пальцами бусину поворачивают так, словно делают шар. Через некоторое время, приобретя опыт, заготовку удается вращать во всех направлениях, быстро изготавливая бусины нужной формы.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Мыло своими руками в домашних условиях

Закончив грубую шлифовку, приступают к тонкой шлифовке и полировке, для чего трубки небольшого диаметра зажимают в патроне вертикально установленной электрической дрели.

Бусины изготовляют не только сферической, но и других форм. Хороши и плоские, и продолговатые бусины. Встречаются также бусины-кубики, или плоские квадраты…

Эффект потертости

Стоит отметить, что наиболее предпочтительным материалом для создания кабошонов являются минералы неброского и даже мутного вида, такие материалы не блестят даже будучи идеально отшлифованными.

Также шлифовкой объясняется оптический эффект «потертость» натуральных камней, что вовсе не свидетельствует о низком качестве материала, его плохой обработке или искусственном происхождении. Этот эффект появляется из-за того, что кабошон лишается всех своих граней, а следовательно больше не может преломлять свет.

Эстетические свойства

Чтобы кабошон имел еще большую декоративную ценность, для его изготовления используют минералы, которые обладают привлекательным рисунком или необычным оптическим эффектом. Основной приоритет отдается камням, которые имеют яркую окраску, оригинальные разводы или разноцветные прожилки на поверхности. Любые необычные эффекты, которые можно наблюдать на поверхности самоцвета объясняются двумя оптическими эффектами – это может быть астеризм или иризация.

kaboshon7 Изготовление кабошонов и бусин из камней самоцветов

В целом, можно сказать, что людей в кабошоне привлекает либо его необычный цвет, либо рисунок, а разнообразие последних просто поражает, ведь никогда не встретишь двух камней с одинаковыми рисунками. Большую популярность имеют расписанные краской камни, на которые наносится рисунок в виде узора, орнамента, либо целого портрета. Такие изделия активно используются в браслетах и серьгах — их предпочитает носить молодежь, которую не устраивает «скучный» естественный рисунок камня.

Стеклянные кабошоны

Отдельно упомянем кабошоны из стекла, такие изделия могут иметь самый различный цвет и его оттенки. Еще одной их особенностью является хорошая адгезивность: даже ограненное или отшлифованное стекло хорошо удерживает некоторые виды красок, а потому их легко покрывать декоративными узорами или росписью. Что касается формы, то чаще всего стекло выполняется в форме овала, либо капли. Стеклянные кабошоны идеально сочетаются с черным бархатом или бисером матового цвета.

Формы и виды кабошонов

Кроме того, каждая из имеющихся форм получила собственный размерный, высотный, шлифовальный и огранный стандарт.

От формы и выпуклости обработанного камня будет зависеть его дальнейшее предназначение, например, станет ли он бусиной, украсит собой женское ожерелье, станет кулоном, или же будет служить мужским перстнем. Для каждого из разнообразных ювелирных украшений и изделий, предназначена своя форма.

От формы и выпуклости обработанного камня будет зависеть его дальнейшее предназначение, например, станет ли он бусиной, украсит собой женское ожерелье, станет кулоном или же будет служить мужским кольцом. Для каждого из разнообразных ювелирных украшений и изделий, предназначена определенная форма. Поэтому в магазинах хендмейда можно найти заготовки, которые при наличии специальных инструментов (доступных к покупке там же) можно легко вставить в кольца и серьги, которые опять-таки, можно купить в тех же магазинах.

Шлифование

Бусина в виде капли, лазурит.

Следующим этапом изготовления кабошона является шлифование заготовки на грубом шлифовальном круге. Сначала постепенно при непрерывном вращении наносят широкую фаску под углом 12–15 градусов от низа к верху кабошона, пока фаска не достигнет основания.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Как сделать кисточку из ниток своими руками. Серьги кисточки из ниток — пошаговая инструкция. Мастер-классы, как сделать кисточки из ниток для украшения

 Изготовление кабошонов и бусин из камней самоцветов

При высоком кабошоне делают несколько фасок для придания заготовке основной формы. В конце грубого шлифования верх заготовки должен стать гладким, симметричной кривизны, без плоских участков.

Тонкое шлифование выявляет рисунок поверхности камня, его текстуру, удаляет все риски. После него поверхность получается гладкой, выявляются необработанные места. Если камень прозрачен или сильно просвечивает, то кабошон будет выглядеть лучше, если нижняя его сторона тоже будет отполирована.

Если камень непрозрачен, в полировании необходимости нет.

Чтобы удостоверится в качестве шлифовки, камень высушивают и осматривают при ярком свете. Места, требующие доработки, помечают карандашом (при искусственном освещении их можно не найти). При тонкой шлифовке нужно стараться не перегревать камень, следить, чтобы не размягчилась смола, что может привести к срыву камня с оправки.

После окончания тонкого шлифования поверхность камня должна иметь матовый глянец и быть покрыта мелкими рисками.

Где используются кабошоны

Чтобы создать оригинальный подарок для близкого человека, можно приобрести стеклянный кабошон, который поддается окрашиванию акрилом. Таким образом, на изделие можно нанести имя его будущего владельца, какую-нибудь символическую картинку или орнамент, или даже портрет.

Полирование

Маленькие кулоны из нефрита.

Перед полированием камни промывают, чтобы смыть частицы абразива, устанавливают подходящий, хорошо смоченный водой, полировальник, наносят полирующий состав и начинают полирование камня с фаски. Хорошо подготовленные кабошоны полируются очень быстро, если прикладывать некоторое давление. Во время работы камень протирают чистой тряпкой.

Шлифование и полирование углублений в кабошонах производят вручную деревянной палочкой с приклеенной к ней абразивной тканью.

При полировании твердых камней, (корунда, хризоберилла, шпинели), а также при полировании камней, склонных к крошению или недополировке, применяют алмазную пасту.

Лучшим способом обработки камней является полирование вручную, особенно для тех, что слишком хрупки. Некоторые мастера обрабатывают вручную опал, при этом уменьшается вероятность его нагревания и растрескивания.

Для полирования вручную лучшим материалом является твердая кожа или тонкая кожа, наклеенная на деревянную оправку. Для большинства материалов используют диоксид олова или оксид церия. Мраморный оникс быстро полируется, если в водную суспензию порошка добавить пару капель уксуса.

Затем очищают готовые кабошоны спиртом или мыльной водой с помощью щетки.

Чем можно дополнить кабошон

Кабошоны из ярких камней и самоцветов просто восхитительно смотрятся, будучи вплетенными в бисерную огранку. И если вы решили создать такой браслет, то не забывайте, что вместо традиционной для бисера лески, предпочтительнее использовать не менее прочную, но более тонкую шелковую нить. Также следует правильно подобрать цвет и оттенок бисера, так чтобы он был контрастным и выделял камень, а не выделялся сам на фоне его.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Кабошоны из стекла или кристаллов хорошо дополняются черным, синим или бардовым бархатом. Следует помнить об этой особенности, если вдруг потребуется украсить вечернее или торжественное платье.

Интересные записи