Мастер класс анкарс

История кружева

Из глубокой древности к нам пришло плетеное кружево. Выполняется оно в технике фриволите при помощи специальных инструментов – челнока или длинной иглы. Древнекитайские мастера первыми изобрели челнок, который позволил им заниматься плетением узелкового кружева. Техника фриволите носит множество имен. Так, в Италии она называется окко, что в переводе обозначает «глаз», ведь основным мотивом во всех изделиях служит небольшое колечко. Англичане прозвали технику таттинг – плетеное кружево, а немцы шиффхен шпитцен – челночное кружево.

Само же слово фриволите переводится как пустой, легкомысленный. Его трактуют двояко: весь узор ажурный, усыпан мелкими отверстиями; а легкомысленность относится к знатным дамам, которые, занимаясь рукоделием, проводили время за беседой. Именно французское имя техники прижилось в России.

В нашу страну техника попала в XVII веке и сразу завоевала большую популярность. Изначально кружева применяли для отделки верхней одежды и мебели, поэтому плелись они из прочных и толстых нитей. Спустя век для изготовления ажуров стали использовать тонкие нити из драгоценных металлов. Такая дорогостоящая отделка была по карману лишь знати. Чуть позже мода вновь сменила свое течение и фриволите стали плести из шелка и льна. В этой технике изготавливали различную отделку для одежды, палантины, скатерти, занавески. Искусству стали обучать в дамских институтах. Схемы передавались из поколения в поколение.

Большинство изделий тех времен украшают залы музеев. После Октябрьской революции фриволите попало под запрет как «забава для буржуев». Если в России о кружевах позабыли вплоть до 70-х годов XX века, то в Европе техника совершенствовалась и была на пике моды.

В конце XX века мода на узелковое кружево вновь вернулась в Россию и стала возрождаться. Уникальная техника позволяет создавать различные изделия – отделку, салфетки, портьеры, но наибольшей популярностью пользуются украшения.

На основе техники фриволите зародилось новое течение – анкарс. Его возникновению мы обязаны замечательной мастерице Екатерине Степной. Различие этих техник состоит в том, что в анкарс плетение производится тонкими синтетическими нитями, имитирующими металл. Помимо этого, анкарс предполагает использование бисера или бусин, которые либо вплетаются в узор, либо вышиваются на готовых мотивах. Обе техники основываются всего лишь на одном типе узла – двойной узел.

Кружевное великолепие

Невесомые воротнички, салфетки из мотивов разной формы, скатерти, образованные концентрическими кругами, — казалось бы, всё то же самое можно связать крючком. Однако чёткий рисунок из колец и дуг, характерная особенность фриволите, завораживает своим изяществом.

Новая методика, разработанная рукодельницами из России, основана на челночном кружеве и использует те же самые термины и базовые приёмы. Существует также подвид этого ремесла, в котором основным инструментом выступает специальная игла, а не относительно привычные челноки, но, кроме этого, других отличий в нём нет.

Округлые фигуры, похожие на каплю, традиционно выполяются одним челноком, но плетение в технике АНКАРС разработало варианты с двумя и даже тремя челноками. Одно это неимоверно расширило возможности мастериц. Так, теперь стали доступны схемы безотрывного плетения повторяющихся мотивов, а также цепочки из колец.

Дуга служит для соединения колец и плетётся двумя челноками. Это позволяет размещать на ней дополнительные элементы. Но существуют и узоры, состоящие из одних только дуг, чем-то напоминающие паутину. В основном такие схемы применяются в небольших самостоятельных элементах-аппликациях, чаще всего снежинках, а также для создания кружева небольшой (1,5-2 см) ширины.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Как правильно вышивать крестом пошагово для начинающих со схемами

Чтобы перейти от одного кольца к другому, необязательно выплетать дугу. Иногда просто оставляют небольшой кусочек нити — «ножку». В частности, без использования «ножки» невозможно создание филейных сеток. Такие сетки — основа для шалей, платков, палантинов, а также ею заполняют пустоты в крупных элементах.

Небольшие петельки, щедро рассыпанные по любым линиям, — это пико.

Работа с бисером

Плетение с бисером и бусинами — одна из особенностей АНКАРС. На схемах украшений — колье, серёжек, браслетов, брошей — бисер заменяет пико (кроме соединительных). Очень по-разному выглядят изделия в зависимости от того, на рабочей или на ведущей нити расположен декор, но в любом случае игра света на стеклянных шариках в сочетании с блеском лавсана создаёт ошеломляющий эффект.

Основная сложность челночного кружева в том, что готовый элемент, в частности, кольцо, практически невозможно исправить. Кроме того, изделие выполняется без отрыва нити, а значит, нужно очень точно подсчитать количество используемых бисерин и правильно распределить их по челнокам. Ошибок здесь лучше не допускать, и это дополнительная трудность для новичка.

Чтение схем

По рисункам, которыми руководствуются рукодельницы, можно очень точно представить, как будет выглядеть готовое изделие. В этом отличие схем фриволите от схем для вязания крючком. Описания как таковые здесь не используются совсем, точнее, содержат лишь количество узлов и иногда — порядок, в котором следует выплетать элементы.

Небольшие чёрточки обозначают пико, а цифры между ними показывают, сколько узлов нужно сделать. В приведённой схеме работу начинают с замкнутого элемента:

  1. Кольца A, B, C и E одинаковы: 5п3п3п3п3п5, а кольцо D крупнее. Оно начинается с 5 узлов, затем идут 13 пико через каждые 3 узла, и последний отрезок снова из 5 узлов.
  2. Нить закрепляют и начинают второй ряд с кольца H. Оно чуть меньше, чем D, и содержит 11 пико, но принцип тот же самый: 5 начальных и конечных узлов и по 3 узла между воздушными петельками. Дальше потребуется второй челнок для дуги I (8п5п5п5).
  3. Кольца G, F и последующие идентичны малым кольцам из центрального элемента, между ними выполняются дуги разной величины, но с пико через один и тот же интервал (5 узлов).
  4. Заканчивают мотив дугой — зеркальным отображением дуги I, т.е. 5п5п5п8.

Такие мотивы могут использоваться самостоятельно, стать элементом для воротничка или составить салфетку.

Материалы и инструменты

Очень важным моментом в выполнении изделий в технике анкарс является правильный подбор материалов.

Начинающие кружевницы могут оттачивать мастерство на обычных хлопковых нитях типа ириса или ромашки. Постепенно нужно уходить к специализированным нитям, предназначенным для этого вида рукоделия – полиэстер, лавсан, капрон. Они довольно тонкие и очень похожи на металл своим блеском. Именно этого так важно добиться в анкарсе – сходства с изделием из драгоценных металлов. Ведь в основном в данной технике изготавливаются украшения – броши, колье, перстни, серьги, заколки.

Бисер и бусины нужно подбирать высокого качества, иначе полинявшие бусинки испортят всю работу. Можно проверить качество материала, замочив его на ночь в смеси стирального порошка и отбеливателя, разведенной водой. Если бусинки выдержат такой химический натиск, то за качество изделия краснеть не придется. Рекомендуется пользоваться чешским бисером, он отвечает всем стандартам качества.

Основным инструментом, используемым в плетении украшений, является челнок или специальная игла. Если вы пользуетесь челноком, приобретите несколько моделей и определите, какая именно вам подойдет. Игла для анкарса используется текстильная большой длины и с тупой головкой.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Картины маслом для начинающих поэтапно. Простые картины маслом для начинающих

Помимо этого, вам понадобится вязальный крючок 0,5-1 мм, острые ножницы, небольшие кусачки. Иглы для бисера должны соответствовать номеру бусинок, они применяются для маскировки хвостиков нитей и расшивания готового изделия. Вам понадобится шаблон для пико, который изготавливается из полоски пластика.

Небольшой свод простых правил, предназначенный для начинающих мастеров, поможет вам легче освоить технику анкарс:

  • При использовании челнока для плетения кружева следует помнить, что намотка нити производится на собранный инструмент.
  • Чтобы избежать перекручивания нити, крутить необходимо челнок, а не материал.
  • Бисер может как вплетаться по ходу работы, так и нашиваться на основу после завершения деталей.
  • Отдельные мотивы тщательно отпариваются перед сборкой изделия.
  • Все узлы должны быть ровными и легко перемещаться по основной нити.
  • Изделия получаются объемными за счет сшивания деталей, сложенных друг на друга.

Колье в технике фриволите

Украшения из кружевной ленты снова входят в моду. Интересно смотрятся чокеры, плотно охватывающие шею. Они могут быть как узкими полосками, так и широкими многорядными ошейниками. Но и более традиционно выглядящие колье не менее эксклюзивны, особенно если подобрать нитки с добавлением люрекса или использовать в работе бисер — в тон изделию или контрастный.

Основных вариантов плетения таких украшений два. Первый предполагает безотрывное создание собственно ожерелья, при этом выделенный центральный элемент получается благодаря изменению рисунка. На схеме все кольца одинаковы и состоят из 12 узлов с одним пико посередине.

А вот дуг несколько вариантов, и нужно строго следить за их размером. Дело в том, что из-за особенностей выполнения кружево приобретает жёсткость и может пойти волнами, если не придерживаться приведённых значений. Кроме того, дуги поочерёдно меняют направление, и это надо учитывать при подсчёте требуемого количества бисеринок.

Во втором варианте сначала выполняется основа, здесь можно использовать любую понравившуюся схему — одно- и многорядную, с ровным или фестончатым краем. Когда основа закончена, к ней прикрепляют застёжку, далее определяют центр и начинают работу над декоративной подвеской, присоединяя её к ожерелью по мере выплетения.

Здесь тоже есть свои тонкости: если кружево для основы сплетено с бисером, нужно заранее определить, где будет располагаться подвеска, чтобы оставить свободные пико для фиксации. Если же слегка изменить схему подвески, немного уменьшив её или упростив, и сплести ещё два элемента, то можно получить стильный комплект из колье и серёг.

Основные приемы работы

В основе техники и проектов изделий лежит двойной узел. Выполняется он очень просто, что хорошо видно на фото.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Тюльпан из фанеры своими руками

Создание пико. Выполните 5 двойных узелков и оставьте небольшой кусочек нитки, который образует петельку-пико. Очень удобно пользоваться кусочком пластика для создания равных промежутков. Так, все петли будут ровными, а изделие аккуратным. После отрезка нити провяжите еще один узелок и подтяните его к остальным.

Создание кольца. Наберите необходимое количество узлов и пико на рабочую иглу. В данном случае набрано 4 узла, пико, 5 узлов, пико, 5 узлов, пико. Стяните полученную полоску вниз по нитке.

Потянув за длинный хвостик, стяните кольцо.

В плетении кружевных изделий кольца соединяются друг с другом. К готовому колечку наберите 5 узлов.

Протяните нить сквозь кольцо, используя конец иглы.

Затем повторите набор из 5 узлов и пико 2 раза и еще 5 узлов. Стяните новое кольцо. Оно будет соединено с соседним.

ukrasheniya_tehnike_ankars Мастер класс анкарс

Хвостики протяните сквозь 2—4 близлежащих узла и отрежьте.

А так выполняется вплетение бисера по ходу работы.

На основе этих простых приемов выполняется плетение украшений.

Создание ажурной красоты

Технику плетения АНКАРС и курсы для начинающих можно найти на одном из самых известных сайтов. Опытные рукодельницы всегда готовы поддержать новичка, поделиться тонкостями работы, а от фотогалереи буквально захватывает дух — здесь собрано столько невероятных по сложности и мастерству исполнения брошей, воротничков, браслетов и ожерелий, что листать фотографии можно часами.

Так или иначе тот, кто хочет поближе познакомиться с этой техникой, попадает на сайт. Новости клуба АНКАРС рассказывают о новых приёмах, демонстрируют мастер-классы, объявляют о тематических конкурсах, и найти нужную информацию несложно.

Начинать освоение техники лучше с небольших фрагментов, чтобы понять специфику работы. В частности, она заключается в том, что готовые изделия не плоские, как в традиционном фриволите, а имеют некоторый объём. Он достигается за счёт того, что кольца плетутся вплотную друг к другу, без использования «ножки», и соединяются в определённой последовательности. Вот как выглядит создание подобного фрагмента:

  1. К кольцу 1 (21п5п5п7п14) присоединяется кольцо 2 (28п7п35). Его располагают поверх кольца 1.
  2. Кольцо 3 (21п14п21) лежит поверх предыдущих колец и также сцепляется с кольцом 1, с ним соединяется кольцо 4 (28п7п28).
  3. Кольцо 5, самое большое, располагают под кольцами 2,3 и 4, т.е. в той же плоскости, что и кольцо 1. Оно фиксируется с кольцом 3 в ту же сцепку, что и предыдущее.
  4. Вторая часть элемента выполняется симметрично.

В приведённой схеме использован бисер, но на первых порах его заменяют обычными пико, поскольку и без того этот вид кружевоплетения представляет собой немалую сложность. Однако те, кто нашёл силы и разобрался в этих хитросплетениях, будет вознаграждён филигранной красотой.

Чтение схем

Для каждой детали прописано количество узлов и пико.

Описание к этой схеме выглядит так: К (3п3п3п3п3п3п3), Д (3п3п3п3).  Если следовать схеме, у вас сплетется такой мотив.

Если кольца и дуги имеют разные размеры, то на схеме и описании они обозначаются цифрами.

  • 1К (3п3п3п3п3п3п3п3);
  • 2К (3п3п3п3п3п3п3п3п3п3);
  • 3К (3п3п3п3п3п3п3п3);
  • 4Д (2п11);
  • 5К (5п5п3п5п5);
  • 6Д (11п2).

Получится такой мотив.

Интересные записи