Рельефная резьба по дереву для начинающих: базовые принципы

Простейшие инструменты и верстак

Начинающим можно использовать лишь 2 инструмента — хорошо отточенный перочинный ножик и нож-косяк.

Когда вы научитесь ими выполнять несложные элементы, захотите совершенствоваться, тогда сможете инструменты по дереву купить, например, такой набор.

Инструментов может быть и еще больше, но такое количество нужно лишь профессиональным резчикам, выполняющим сложные работы.

Посмотрите, какие виды выемок вы сможете сделать полукруглыми резаками разного размера, остроугольными.

А вот какой комплект инструментов должен быть у краснодеревщика, чтобы производить следующие виды работ по дереву:

  • резьбу;
  • отпиливание;
  • колку и обтесывание;
  • строгание;
  • точение;
  • долбление.
  1. Обратите внимание на резцы, которые используют для ручного точения древесины. Помимо полукруглого, есть тут и плоский косой, угловой, отрезной, скошенный, угловой и т. д.
  2. Для отпиливания заготовки используются пилы. Они могут быть поперечными, продольными, универсальными. Зубья у продольных пил имеют форму долота; у поперечных они треугольные, острые. Универсальные оснащены зубцами, имеющими прямой угол. Такой инструмент может резать волокна как вдоль, так и поперек и под углом. Каждые из этих пил могут быть ножовками, простыми, одноручными.
  3. Если заготовка делается из кряжа, бруса или ствола, тогда используют топоры или колуны. Тесло — разновидность топора, лезвие здесь расположено перпендикулярно топорищу, применяется для создания фигурных и вогнутых изделий.
  4. Для снятия стружки с заготовки применяют токарные либо ручные резцы, могут использоваться рубанки.

На рисунке представлены: топоры (а — это плотницкий, б — столярный, в — резчицкий); г — колун; д — е – тесла (д — для выборки углубления, е — используется для создания скульптур).

Самые популярные инструменты для резьбы — стамески. Обычно они состоят из:

  • стальных стержней;
  • режущих лезвий;
  • хвостовика.

Ознакомьтесь с тем, для чего предназначены некоторые виды стамесок:

  • Широкие и прямые применяют для резки или зачистки ровных либо выпуклых заготовок.
  • С круглыми лезвиями — для работы с роговыми сучками или с древесиной твердых пород.
  • При помощи узких заготовку обрабатывают в узких местах.
  • Долото с толстым стальным стержнем применяют для очистки глубокой полости или заготовки с дуплом. Углубляют долото в древесину при помощи киянки.
  • Клюкарзами делают желоба различной глубины и радиуса.
  • Стамесками-уголками выполняются канавки и треугольные углубления.

Это основные инструменты для резьбы, но есть еще и специальные. Например, для объемного резания используются ложечные резцы. Для крупных изделий часто применяют резец, выполненный в форме буквы «Т».

Работа резчика всегда начинается с изготовления заготовок. Поэтому первое, чем нужно обзавестись, это базовый набор инструмента для обработки дерева. Ну а поскольку художественная резьба требует достаточно высокой точности и качества обработки, арсенал должен быть расширенным.

В распоряжении должно быть несколько ножовок: для продольного и поперечного реза, а также припасовочная и с мелким зубом по металлу. Следы реза устраняются с помощью рашпилей, круглого и плоского, желательно разной зернистости. Более тонкая обработка проводится наждачной бумагой разных типов. Следует держать под рукой два деревянных бруска: круглого и прямоугольного профиля, которые удобно использовать как основу для наждачки.

1 — ножовка по дереву; 2 — припасовочная (обушковая) ножовка; 3 — ножовка по металлу; 4 — набор рашпилей по дереву; 5 — брусок для шлифовальной бумаги 

Для предварительного оформления заготовок используются рубанки и шерхебели. Выбирать крупные фрагменты древесины удобно с помощью остро отточенного столярного топорика, на ободе которого выполнена отливка под молоток, а также стамесок разной ширины и профиля кромки.

1 — различные рубанки; 2 — топорик с молотком на обухе; 3 — набор стамесок

bigrezba-po-derevu-eskizy-dlya-nachinayuschih-7880 Рельефная резьба по дереву для начинающих: базовые принципы

И всё же наибольшее значение для начинающего резчика имеет правильно сконструированный и удобный верстак. Он должен быть обустроен согласно нормативам организации столярных рабочих мест с учётом индивидуальных требований, таких как рост или длина рук. Стол необходимо оснастить механизмом, позволяющим быстро закрепить и открепить обрабатываемую заготовку. Сюда относятся как столярные тиски и струбцины, так и регулируемые (переставляемые) упорные колодки разных форм.

Столярный верстак

Имея всё необходимое для подготовки деталей к резьбе, необходимо в индивидуальном порядке собрать комплект инструментов для тонкой работы. Основа такого комплекта — набор качественных чистовых стамесок и резцов разных форм и размеров. Можно пойти двумя путями: приобрести средней руки набор из 8–12 предметов, либо покупать по одному-два экземпляра качественного инструмента, недостающих для освоения определённой техники или схемы резьбы.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Скрапбукинг блокнот: правила и пошаговый мастер-класс.

Набор резцов и стамесок по дереву

Также хорошего столяра отличает правильно подобранный разметочный инструмент: линейки, угольники, рейсмусы, транспортиры, кронциркуль, штангенциркуль, карандаши разной плотности. Резьба по дереву всегда проводится по заранее продуманной схеме, в соответствии с которой для каждого отдельного изделия изготавливается шаблон. Поэтому привыкайте не выбрасывать картонные коробки и обрезки тонких листовых материалов вроде пластика или ЛМДФ.

1 — комбинированный угольник; 2 — рейсмус разметочный; 3 — транспортир с линейкой; 4 — кронциркуль; 5 — карандаши строительные; 6 — штангенциркуль

Для проработки мелких деталей в наличии должно иметься несколько ножей разных размеров, один или два стружка, дисковый нож, пробойники разных форм и размеров. Для ускорения процесса и повышения точности обработки возможно использование электрических граверов, стамесок и реноваторов. Своё применение найдут до дюжины курковых струбцин, особенно при сборке составных изделий на клеевом соединении.

1 — ножи для резьбы по дереву; 2 — пробойники; 3 — электростамеска; 4 — быстрозажимная струбцина; 5 — стружок; 6 — реноватор

1467287306_9165f598beefed4dc91bf90079babd34 Рельефная резьба по дереву для начинающих: базовые принципы

Наконец, в арсенале каждого уважающего себя резчика должна быть хорошая сетевая дрель и хотя бы самая простая вибрационная шлифмашина со сменяемыми подошвами. Что касается лобзика, он должен относиться как минимум к полупрофессиональному классу, иначе вам придётся делать большие припуски на обработку, а качество сквозной резьбы будет неизбежно страдать. Если вы основательно увлечётесь работой с деревом, не забудьте своевременно продумать систему удаления пыли и стружки.

1 — сетевая дрель; 2 — вибрационная шлифмашина; 3 — электролобзик

Разбираем мастер-класс по технике резьбы по дереву: геометрическая резьба

Геометрическая резьба по дереву – известная с давних пор техника, для которой нужно минимум инструментов и умений, поэтому она как нельзя лучше подходит для начинающих. В основе, как понятно из названия, лежит сочетание геометрических фигур.

Чтобы создать орнамент на доске, необходим нож-косяк и нож-перо, готовый трафарет и нелакированная разделочная доска из цельного куска липы.

Сначала можно нарисовать трафарет самому, используя циркуль, линейку и карандаш, а можно взять шаблон в интернете или любой из книг с чертежами, которые продаются в магазинах или находятся в свободном доступе в интернете.Ножи должны быть острыми. Для этого следует подтачивать о наждачку или кожу с нанесенной на нее пастой гои.

Взять нож-перо и вырезать лепестки им. Большой палец упирается в доску, а фаланга указательного слегка ее касается. Это нужно для контроля за глубиной захода лезвия. Важно помнить, что вторую прорезь, то есть подрез, следует выполнять, повернув доску на 180 градусов. Вести нож в другую сторону – неправильно.

После вырезания всех лепестков надо вырезать треугольники. Для удобства можно отметить центр каждого треугольника, и начинать надрезы именно с них. Более опытные мастера могут делать без отметин, на глаз. Необходимо угол косяка поместить в центр, а лезвие углубить так, чтобы вершины остались непрорезанными. Таким образом, центр получится самым глубоким, утопленным местом, а вершины будут рельефными.

Аккуратно подчистить все неровности.

Центр готов.

От него исходят лучи, в которых надо прорезать прямые канавки. После вырезания каждой канавки важно поворачивать немного доску, чтобы угол наклона и направление руки не менялось.

Треугольники по краям вырезать по тому же принципу, что и внутренние.

После этого доску осталось только ошкурить и покрыть лаком или воском. Такой красотой даже жалко будет пользоваться!

  • Деревянная заготовка
  • Нож-косяк
  • Карандаш, линейка, бумага для создания шаблона

Для начала необходимо измерить окружность заготовки и ее ширину. После этого, исходя из размера, нарисовать на бумаге шаблон. Можно подсмотреть готовые шаблоны на фото в интернете или книгах.

С помощью копировальной бумаги перенести картину на болванку.

Далее нужно сделать надрез. Важно помнить, что длинные части треугольных лучей – выпуклые, а короткие – утопленные. В месте короткой части луча нужно сделать первый надрез. Дальше с двух сторон подрезать дерево так, чтобы получился продольный вырез заданной формы.

Таким образом вырезать все лучи и треугольники по линиям на заготовке. Далее нужно тщательно ошкурить изделие мелкозернистой наждачкой и лакировать. Мастер прошелся той же шкуркой поверх лака еще раз для выделения орнамента.

Резьба по дереву популярна не только для простых изделий вроде досок, шкатулок и украшений. Огромную цену готовы заплатить знатоки за мебель из цельного дерева. К тому же, если на мебели будут вырезаны целые картины в различных техниках и стилях, от рококо и барокко до классицизма и модерна, то такая вещь будет цениться как эксклюзив и нечто уникальное.

Если после мастер-классов остались вопросы о резьбе по дереву, рекомендуем смотреть видео на тему статьи.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Плодожил дубовый, или слоник желудевый

Начните с небольших поделок

Полный список необходимого вызывает лёгкую оторопь. Но всегда есть смысл сперва попробовать работу «на коленке», чтобы оценить уровень увлечённости и понять истинный смысл покупки дорого и качественного инструмента в будущем.

Изготавливать небольшие поделки можно, даже если в наличии имеется лишь два-три базовых резца, стол и набор наждачной бумаги разной зернистости. В качестве первых работ рекомендуется выбирать разделочные кухонные доски или декоративные фигурки размером до 200х200 мм: животные, растения, миниатюрные домики и подобную мелочёвку.

Такие изделия содержат все основные элементы резьбы по дереву: обрамляющая рельефная кромка, внутренняя сквозная резьба и рельефная резьба по плоскости. Суть в том, что придерживаться строгих размеров и допусков в поделках не обязательно, гораздо важнее почувствовать реакцию дерева на режущий инструмент, его пластичность, разницу плотностей в соседних волокнах и другие характерные особенности.

Когда под определённые приёмы работы выработается мышечная память, переходите к более сложным изделиям. На этом этапе следует озадачиться изготовлением рамок для фотографий, сундучков, шкатулок. Следующий уровень сложности — это составные изделия и деревянная механика. Начиная от известной многим композиции «Мужик и медведь» и заканчивая деревянными трёхмерными пазлами или механизмами с обилием шестерёнок.

Выполняя работы такой сложности, вы будете развивать и поддерживать навык точной резьбы по дереву, а этим не пренебрегают даже прожжённые профи.

Уроки резьбы по дереву для начинающих лучше всего начать с геометрической резьбы, с самого основного элемента. Несложными движениями и творческим комбинированием создаются удивительные узоры на дереве.

Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с правилами безопасности:

  • Локоть следует плотно прижимать к столу, а двигать можно только кистью. Выполнение этого правила поможет уберечь руку от порезов.
  • Запрещено производить резку в направлении другой руки, её следует держать всегда сбоку.
  • Работать можно только на надежных поверхностях и ни в коем случае не на коленях и на весу.

Процесс работы:

  1. Используя линейку и карандаш, на заготовке рисуется прямоугольная фигура, состоящая из двух одинаковых квадратов, в каждом из которых следует начертить диагонали:
  1. Теперь следует соединить середины каждой из сторон квадратов таким образом, чтобы линии пересекались с пересечением диагонали в общей точке.
  1. Теперь каждый квадрат состоит из восьми треугольников. При помощи косяка, который необходимо поставить углом в центре одного из треугольников таким образом, чтобы лезвие соединяло эту центральную точку с прямым углом треугольника, делается первый разрез с наибольшей глубиной в центре и с наименьшей в конце.
  2. Должен получиться следующий разрез:
  3. Далее середина соединяется со вторым углом:
  1. Третья линия должна соединить центр с последним углом. Поскольку этот отрезок самый длинный, может потребоваться для его выполнения два движения. Необходимо следить, чтобы локоть не отрывался от стола, чтобы предотвратить порез и не испортить рисунок на заготовке.
  1. Теперь делается надрез под углом в 45 градусов. Разрез должен соединить углы треугольника и середину. Необходимо следить, чтобы глубина надрезов в центре была больше, чем по краям.
  1. Таким образом следует срезать второй треугольник:
  1. Так должен выглядеть первый элемент:
  1. Далее, ориентируясь на предыдущие фото, вырезаются последующие треугольники.

Как стать резчиком?

У тех, кто решил освоить такое занятие, как резьба по дереву, возникает вопрос, с чего начать. Освоить в совершенстве резное дело сразу просто невозможно, потому что необходимо «набить» руку на простых фигурах, приучить её правильно держать инструмент. Также необходимо знать, для какого вида резьбы какой инструмент следует применять. Так, например, если сразу начать обучение со скульптуры, не получив необходимых навыков работы с инструментом, не освоив самые простые и основные виды резки, можно только испортить заготовку, потратить зря время и получить неудовлетворительный результат.

Необязательно обладать талантом художника, чтобы вырезать прекрасные узоры и композиции. Для того чтобы воспроизвести на заготовке понравившееся изображение, используется обычная копировальная бумага, наносится рисунок, и вырезаем из дерева своими руками картину любого уровня сложности.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Как сделать объемное дерево из бумаги. Объемное дерево из бумаги своими руками. Делаем объемное дерево из бумаги своими руками. Инструкция пошагово.

Для резьбы по дереву существует довольно много специальных приспособлений. Интересно, что каждый мастер пользуется тем инструментом, которым ему удобнее всего работать. Поэтому начинающему резчику придется опробовать несколько видов инструмента, прежде чем он «полюбит» свои инструменты, те, которыми и будет работать впоследствии. Существуют следующие основные инструменты для резьбы по дереву для начинающих:

  • Стамеска — самое основное приспособление для резьбы по дереву. Стамески бывают прямые, полукруглые, стамески-уголки, стамески-клюкарзы.
  • Ножи. Главное требование при выборе ножа — отличное качество стали и острота лезвия. Для резьбы по дереву используются специальные ножи — резаки и косяки.
  • Бормашина. Значительно облегчает работу мастера как на начальных этапах обработки материала, так и в конце работы для полировки, шлифовки, особенно труднодоступных углублений.

relefnaya-rezba Рельефная резьба по дереву для начинающих: базовые принципы

А Вы учились резьбе по дереву? Нравится ли Вам этот вид искусства? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Сквозная и глухая резьба: приёмы работы

Перед началом резки на заготовке (доске, щите) сперва размечается наружная форма, после чего лобзиком удаляется всё лишнее. Поверхность под резьбу должна быть идеально плоской, гладкой и не имеющей пороков. Шаблон (трафарет) переносится на очищенную поверхность дерева отчётливыми тонкими линиями.

Резьба классифицируется на две группы: сквозную и глухую плоско-рельефную. Сперва вырезают замкнутые контуры в центре деталей: в каждом из них сверлится отверстие, затем по линии фигура вырезается лобзиком. Ориентировать распил нужно на 1–1,5 мм внутрь контура, оставляя небольшой слой древесины под последующую обработку. Когда фигура вырезана, её края зачищают до устранения следов реза и получения прямоугольной кромки, в точности соответствующей рисунку разметки.

Рельефность краям придают либо ручным фрезером, либо стамесками и резцами. Край может быть скошен обычной прямой фаской, внутренней или внешней каймой скругленного профиля. С этим всё просто: выбираете инструмент соответствующего размера и профиля, начинаете с зареза и, удаляя древесину стружкой толщиной по 0,5–1 мм, обходите фигуру по контуру.

Сложнее работать с краями, требующими каскадной резки в несколько ярусов. Сперва нужно рейсмусом отметить ширину захода самой широкой части резьбы и снять первый ярус, затем последовательно отмечать и снимать все последующие. Учтите, что к сквозной резьбе относится также и оформление наружных краёв изделия.

Техника глухой рельефной резьбы более разнообразна. Это могут быть как всевозможные борозды и канавки, вырезанные по заранее нанесённому контуру, так и серия углублений или насечек разных размеров и геометрической формы. Переходя от простых фигур к более сложным, вы разовьёте пространственное представление, научитесь снимать древесину слой за слоем и со временем перейдёте к изготовлению скульптур и барельефов. В этом ключе решающее значение имеет практика — чем её больше, тем меньше реальной сложности вызывает работа.

Распространённые ошибки

В качестве заключения приведём распространенные ошибки, которые не позволяют начинающим резчикам полноценно овладеть инструментом или перейти на новый уровень мастерства:

  1. Работа с сырой древесиной: все заготовки должны быть низкой влажности (12–13%) и хорошего качества.
  2. Слишком большое заглубление инструмента: резьба по дереву не приемлет спешки, удалять лишнее нужно фрагментами исключительно небольшими, но в то же время соразмерными масштабу фигуры.
  3. Не учитывается разнородность древесины: вырезая скругленные орнаменты, вы направляете режущую кромку то вдоль, то поперёк волокон, преодолевая участки с разной плотностью. Нажим инструмента и размер удаляемых фрагментов нужно соответствующим образом менять.
  4. Отсутствие последовательности: каждая фигура или узор должны быть тщательным образом проработаны, опробованы на черновиках и разбиты на несколько последовательных этапов.
  5. Наконец, желание охватить всё и сразу: не забывайте, что некоторые навыки приобретаются только со временем и при условии, что резчик постоянно практикуется. Всё время повышайте квалификацию, ставьте в приоритет качество обработки, и со временем даже очевидно сложные задачи станут видеться вам простыми в их организованной и продуманной реализации.

рмнт.ру

05.11.16

Интересные записи