Самоходные электротележки (ч. 1) – Склад и техника

Какой вариант выбрать

Лучше всего в качестве подсобного транспорта использовать аппарат с мотором промышленного производства. Например, самоходную тележку тс 350, фото. В отличие от маломощных китайских самоходных аппаратов, «Луноход», как ласково называют машину ее владельцы за внешний вид, обладает целым букетом преимуществ:

  • Высокая грузоподъемность, в кузов влезает 450-500 кг насыпного груза;
  • Шестиколесная схема подвески, обеспечивающая высокую проходимость и маневренность;
  • Мощный двигатель УМЗ-5Б в 5л.с. и относительно небольшой расход топлива — 1,5-2,1 л/ч.

Машина зарекомендовала себя в качестве незаменимого самоходного транспортного средства. Шесть колес с полным приводом обеспечивают отличную остойчивость даже на экстремальном бездорожье. Центровка тележки выполнена достаточно грамотно, конструкцией подвески обеспечивается равномерное сцепление всех колес с грунтом. Схема несущей рамы ТС350 позволяет использовать плуг или снегоуборочную лопату. В общем, большинство современных китайских и европейских мотоблоков на фоне «Лунохода» смотрятся достаточно бледно.

Из недостатков ТС350 знатоки отмечают несовершенство цепной трансмиссии и отсутствие у самоходной тележки кабины. Но учитывая, что это домашний транспорт, наличие крыши не так важно. Проблемы с передачей решаются установкой более мощной двухрядной цепи с шагом звена 19,5, а вот с покупкой тележки дела обстоят намного хуже. У большинства поклонников подобной техники нет возможности купить новую самоходную тележку с двигателем.

К сведению! Выпуск «Лунохода» ТС350 Тюменским моторостроительным заводом прекращен.

На вторичном рынке купить подобную самоходную тележку можно за 1,5-2 тыс. долл., с сильно изношенным двигателем. Понятно, что любую технику, а тем более тележку можно отремонтировать и восстановить, но зачастую дешевле не связываться с ремонтом, а сделать самоходную тележку своими руками.

Плюсы и минусы электротележек

samohodnye_gruzovye_telezhki_na_sklade_1 Самоходные электротележки (ч. 1) – Склад и техника

Чтобы точно определить, какие модели напольного транспорта экономически целесообразно применять в том или ином случае, надо оценить удельные затраты на обработку грузов при их использовании. Для ответа на этот вопрос необходимо детально знать специфику каждого отдельного склада, рассмотреть и сравнить расходы на рабочую силу, полные затраты на приобретение, эксплуатацию, ремонт оборудования (стоимость владения). Перед тем как это сделать, очень полезно будет узнать отличительные особенности применения и конструкции разной техники.

Начнем с ручных тележек. Это, безусловно, самое простое и дешевое средство механизации обработки грузов на поддонах. Предназначены они для работ невысокой интенсивности на небольших складах и в магазинах, поэтому на предприятиях со значительным товарооборотом следует применять более скоростные самоходные машины с электроприводом. Кроме того, ручные тележки при всей их кажущейся дешевизне (они стоят примерно 200…

500 USD) при интенсивной работе служат меньше, быстро ломаются и выходят из строя. Их часто приходится ремонтировать, а при невозможности ремонта покупать новые. Если суммарные расходы на электрическую тележку за весь срок ее службы (а это 5…7 лет и больше) сопоставить с аналогичными расходами на ручные тележки, то они могут оказаться сопоставимыми. Здесь при оценке экономической составляющей важно обратить внимание на производительность той или иной техники.

Производительность любой операции, выполненной с помощью «роклы», вдвое меньше, чем электротележки. А если при разгрузке автомобиля рабочему с гидравлической тележкой приходится преодолевать уклон, да еще и с достаточно тяжелым грузом, ему часто приходится привлекать себе в помощь еще кого-то. Когда необходимо тащить в гору груз весом 500…800 кг, по производительности электрическая тележка может дать ручной тележке большую фору.

Если же возникает вопрос об использовании более высокопроизводительного самоходного оборудования и о том, какому его виду отдать предпочтение – электрическим тележкам в том или ином исполнении или электропогрузчику, надо дать на него обоснованный ответ. Оба класса техники занимают свои ниши – необходимо лишь точно разграничить их области применения.

Начнем с операций по погрузке-разгрузке автотранспорта, обслуживающего склад. Погрузчик можно рекомендовать для использования, если в кузове автомобиля паллеты размещаются в два яруса. При этом часто бывает, что масса обеих паллет превышает грузоподъемность тележки или их общая высота настолько велика, что снижает устойчивость груза на поддоне и не позволяет вывезти две паллеты одновременно. В таких случаях предпочтительней, чтобы работал погрузчик, поскольку с его помощью можно снять и транспортировать сначала верхнюю паллету, а затем нижнюю, чего не способна сделать тележка.

У погрузчика, если говорить о других его преимуществах, по сравнению с тележкой выше скорость перемещения, а значит, и производительность. К недостаткам электротележки отнесем и то, что попасть внутрь автомобиля с уровня земли она не может, для этого сначала ее надо поднять от нулевой отметки (уровня земли) на 120 см, т. е. на высоту пола кузова автомобиля. Поэтому погрузочно-разгрузочные работы с заездом в кузов автомобиля электротележка может выполнять только с помощью гидравлических выравнивающих платформ-доклевеллеров или со специальной рампы.

Главным минусом погрузчика по сравнению с тележкой является, безусловно, его высокая цена. Если сопоставить, например, тележку, сопровождаемую пешим оператором, и электропогрузчик, то их цена отличается примерно в четыре раза. Даже стоимость самых дорогих моделей тележек с платформой (для интенсивной работы) и местом для оператора в 2…2,5 раза меньше, чем погрузчика.

Какие еще аргументы можно привести в пользу тележек? Во-первых, они весят существенно меньше, чем погрузчики. Тележка массой 500…800 кг (в зависимости от конструктивного исполнения) может спокойно заехать в кузов грузового автомобиля средних размеров, а вот 3-тонному погрузчику проделать то же самое будет проблематично, так как его масса может оказаться сопоставимой с грузоподъемностью автомобиля.

samohodnaja-telezhka_2 Самоходные электротележки (ч. 1) – Склад и техника

Еще один аргумент в пользу электрических тележек – сокращение затрат на заработную плату. Как и любая машина, электротележка должна выполнять две функции: снижать физические нагрузки, чтобы облегчить труд, и повышать производительность работ. Все операции с грузом на тележке полностью электрифицированы, ими можно управлять с минимальными усилиями (это преимущество приводных машин перед ручными особенно заметно, если паллеты приходится транспортировать по подъемам рампы, когда тяговое усилие, необходимое для их перемещения, резко возрастает).

Это позволяет перейти от найма традиционных грузчиков-мужчин к использованию в качестве операторов техники женщин. Действительно, в Европе работающими на таких машинах очень часто можно видеть представительниц «слабого» пола. Увы, у нас в стране до сих пор зарплата женщин уступает уровню зарплаты мужчин. В любом случае, даже при прочих равных условиях, для работодателя в значительной мере снижается острота кадровой проблемы.

Не менее важная область использования электрических тележек – транспортировка паллет внутри склада. Эта техника также используется на операциях по комплектованию заказов, хотя для этого есть и специальный тип машин – низкоуровневые комплектовщики.

Электротележки тоже иногда называют комплектовщиками, хотя это не совсем правильно. На этих операциях они с успехом заменяют ручные «роклы», возить которые целый день по складу довольно утомительно, особенно если груз тяжелый, крупногабаритный, а трасса достаточно длинная.

Электротележки часто используют и в больших торговых центрах, гипермаркетах, особенно в супермаркетах сетевой торговли и магазинах формата DIY («Сделай сам»), где достаточно тяжелые грузы частично хранят в торговых залах на паллетах. Перемещать такую продукцию на гидравлических тележках тоже вполне возможно, но при интенсивном режиме и большом объеме работ предпочтение лучше отдать электроприводной самоходной технике.

Надо упомянуть и такую сферу использования электротележек, как доставка грузов по принципу «от двери до двери» на грузовике. Практикуют такую технологию, получившую название «on-board», компании, которые помимо оптовых продаж занимаются доставкой продукции клиентам и имеют собственный автопарк. Во время перевозки в кузове автомобиля вместе с грузом находится электрическая тележка. С ее помощью водитель на каждой точке выгрузки берет паллету или решетчатый контейнер с грузом, вместе с тележкой спускает их на уровень земли с помощью гидравлического лифта и отвозит через рампу в торговый зал или складское помещение.

В России для этой цели электрические тележки применяют крайне редко, а в Европе и во всем мире очень часто. Компания Coca Cola, например, использует такую технологию в Европе; в частности, в Великобритании для этих целей применяют тележки Atlet. В нашей стране отдается предпочтение методу доставки, подразумевающему, что заказы не формируются в окончательном виде заранее. Водитель-экспедитор везет некоторый комплект позиций, на самой точке подбирает заказ в соответствии с накладной, а затем перевозит его на ручной тележке или переносит вручную «до двери» получателя.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Как оформить гербарий

Что нужно для изготовления самоходной тележки своими руками

Если задаться целью и подыскать подходящий самоходный аппарат, то вам предложат либо гидравлическую самоходную тележку – погрузчик, либо китайский вариант мини-думпера на гусеничном ходу. Для работы в поле или на стройке большого объекта такой мини-трактор, грузоподъемностью 300 кг, возможно, и подойдет, но отдавать 2 тыс. долларов за возможность перевести груз со скоростью улитки желающих найдется мало.

Очень интересной для домашнего хозяйства будет самоходная техника компании Хонда. Ее мини-думперы сложно назвать самоходной тележкой, это уже больше строительная техника, но в частном доме небольшой аппарат был бы очень кстати.

Например, модель ANTBY800 комплектуется бензиновым двигателем мощностью 13 л.с. По сути, это гидравлическая самоходная тележка, так как в основе ее используется гидропривод с раздачей крутящего момента на орбитальные двигатели. Тележка способна перемещать до 800 кг груза в грузовом отсеке, поднимать до 300 кг на высоту в 1,4 м и транспортировать прицеп весом до 2 т. Гидравлическая схема позволила укомплектовать минитрактор рабочей лопатой-отвалом подобно бульдозеру.

Более легкие самоходные тележки, как на видео

стоят на порядок дешевле, но по своим возможностям малопригодны для работы по дому. Как правило, у самоходных конструкций высокий центр тяжести, слабый двигатель и короткая колесная база. На ней удобно перевозить грузы до 50 кг весом на относительно короткие расстояния. Для строительных работ или перевозки материалов двигателя явно не хватает.

Остается сделать самоходный аппарат своими руками:

  • Приспособить под самоходную тележку имеющуюся в наличии транспортную технику с двигателем, например, снегоуборщик, мотоблок или мотокосилку;
  • Собрать оригинальную самоходную конструкцию на основе двигателя от бензопилы и самодельной сварной рамы;
  • Переделать старый скутер, использовать двигатель и трансмиссию;
  • Собрать электрическую самоходную тележку.

Все перечисленные варианты давно испробованы умельцами на практике, и многие из собранных самодельных тележек показали неплохие результаты. Главным преимуществом изготовления самоходной тележки своими руками является возможность подогнать конструкцию под свои потребности. Кроме того, постройка самоходного перевозчика из запчастей и деталей обойдется значительно дешевле покупной тележки.

Как утверждает большинство мастеров–самодельщиков, основной интерес в строительстве подобных устройств заключается в том, чтобы сделать самодельную самоходную тележку с минимальными затратами на покупку запчастей. Тем более что регистрировать или оформлять документы на самодельный транспорт не нужно. Даже если придется выехать на дорогу, то претензий со стороны водителей и ГИБДД не будет при условии, что самоходная тележка не создает помех для участников движения и перемещается со скоростью не более 7 км/ч.

00 Самоходные электротележки (ч. 1) – Склад и техника

Для сборки любой, даже самой простой самоходной тележки потребуется использовать базовые узлы от доступной моторной техники:

  • Рабочий бензиновый двигатель с узлом сцепления и возможностью тросового управления оборотами и включением диска ферридо. Лучше всего подойдет бензопила или двигатель от мотоблока, но моторы современных мотоблоков достаточно тяжелы и громоздки, чтобы устанавливать на легкую самоходную тележку;
  • Трансмиссия или система передачи вращающего момента от двигателя на колеса тележки, чаще всего используют готовые узлы от скутера, изготавливают цепную или ременную передачу своими руками;
  • Рама и колеса. Так как тележка предназначена для перевозки грузов, потребуются, как минимум, колеса на резиновом ходу диаметром 20-25 см и сварная рама из профилированной трубы с толщиной стенки не менее 2 мм.

Кроме всего перечисленного, потребуются детали для обустройства тормозов и система тросового управления двигателем. Эти детали лучше приобрести новыми, и не экономить на безопасности управления самоходной техникой.

Большинство деталей для двигателя покупается на разборке старой мототехники или по объявлениям. Как правило, владельцы подобной самоходной техники имеют в запасе немалый комплект запчастей, иногда даже новых, оригинального производства. Если они решаются на продажу мотоцикла или мотороллера, то наверняка продадут за условные деньги и что-либо из запаса.

Конструкция самоходной тележки

Большая шестерня цепной передачи приваривается на диск одного из задних колес тележки. Как и в случае изготовления вала, предварительно нужно будет тщательно отцентровать диск и шестерню, стянуть болтами, проверить на радиальное и осевое биение, и только после этого приварить электросваркой. Из-за использования прямого цепного привода место крепления двигателя смещено от главной оси самоходной тележки в бок. Из-за этого смещается центр тяжести, поэтому тележку приходится устанавливать с противоположной стороны груз-балансир.

Основу конструкции самоходной тележки составляет П-образная рама из профилированной трубы, приваренная к обычной садовой тачке с металлическим каркасом.

Двигатель устанавливается на раму без каких-либо резиновых подушек, трос газа и сцепления переносятся на ручки тележки, длины штатных тросиков не хватает, поэтому приходится использовать любой подходящий вариант троса в металлической оболочке.

На задней опоре тачки приваривается крюк или кольцо, к которому крепится опорная площадка для водителя тележки. Сцепка площадки с тачкой выполняется по гибкой схеме с помощью обычного карабина. Это упрощает управление самоходной тележкой на плохой дороге, но становится критически опасным, если попытаться разогнать двигатель на максимум. Авторы самоходной тележки утверждают, что по хорошей дороге самоходный аппарат разгоняется до скорости 50 км/ч.

Перейдем теперь к тем вариантам исполнения электротележек, которые встречаются в производственных программах ведущих производителей этой техники. Диапазон грузоподъемности (г/п) модельного ряда тележек достаточно широк. Он начинается с показателя 1,2…1,3 т для тележек класса «мини» и доходит до 3 т для моделей с сидящим в кабине оператором.

Самый простой тип устройства – тележка, сопровождаемая оператором, который управляет ею с помощью особой поворотной рукоятки. Этот вариант исполнения бывает и более, и менее сложным в зависимости от того, какие технические характеристики имеет машина, от размера ее аккумуляторной батареи (АКБ), интенсивности эксплуатации.

lazy_placeholder Самоходные электротележки (ч. 1) – Склад и техника

Начнем с «легкого» класса самых маленьких тележек. Даже в названиях некоторых таких моделей иногда встречается слово «мини». Например, у шведской компании ВТ подобная модель так и называется – Minimover. Такие тележки (модель Swift EME 12) производит компания Jungheinrich (Германия), выпускают их компании Rocla (Финляндия), Stсklin (Швейцария). Область применения таких «малышей» – магазины или супермаркеты, где работы по перемещению паллет проводят эпизодически, где нет возможности смены АКБ. Этим объясняются минимальные размеры моделей. Емкость используемых на них АКБ составляет 40…50 А·ч, грузоподъемность тележек минимальная – до 1200…1300 кг.

Следующий класс самоходных тележек – если можно так сказать, «средний». Грузоподъемность таких моделей начинается с 1600 кг, а емкость АКБ – порядка 150…200 А·ч; имеется возможность вертикальной смены АКБ. При этом габаритные размеры тележек небольшие, поскольку предполагается, что они должны работать в достаточно стесненных условиях. Тележки данного класса часто применяют для работы в кузове грузовиков – там необходимы минимальные габариты, высокая маневренность, требуется забрать паллету сбоку и позиционировать ее на маленькой площадке.

Усиленный вариант исполнения этих электрических тележек – «тяжелый» класс поднимает 1800, 2000 или 2500 кг. Эти модели обычно отличаются тем, что комплектуются АКБ большей емкости, более длительным временем работы без подзарядки. В них предусмотрена возможность быстрой замены АКБ с помощью устройства бокового выкатывания при работе в многосменном режиме. Двигатель движения обычно имеет более высокую мощность, что позволяет тележке более интенсивно работать в этом режиме и преодолевать большие уклоны.

Подвидом электротележек являются модели с платформой разного исполнения для размещения на ней человека. Это конструктивное усовершенствование повышает удобство работы оператора и производительность при перемещении техники на длинные расстояния. Если тележки, сопровождаемые оператором, имеют скорость 5…6 км/ч и применяются на дистанции 10…25 м, то модели с платформой при скорости до 10 км/ч используются там, где длина трассы составляет от 25 до 100…150 м.

Ограждение – еще один специфический компонент тележки с платформой, оно нужно, чтобы обезопасить оператора при прохождении поворотов на большой скорости, до 10 км/ч. Варианты конструкции ограждений для разных моделей тележек с платформой оператора различные: они могут быть фиксированными или складывающимися, крепиться в нижней или верхней части шасси, складываться внутрь или опускаться вниз.

Платформа оператора может выполняться как откидной, так и жестко фиксированной (этот вариант чаще применяют на складах в США). Модель со складывающейся платформой (она может работать как в режиме перемещения оператора на платформе, так и складываться, если требуется использовать тележку в режиме сопровождения оператором) считается более универсальной по сравнению с моделью, оснащенной фиксированной платформой.

Если платформа оператора поднята или ограждение находится в нерабочем положении, скорость тележки ограничивается до пешеходной из соображений безопасности. Если операции не требуется производить в стесненной зоне, где платформу и ограждения приходится складывать, то с точки зрения большей защищенности оператора при транспортировке и проведении погрузочно-разгрузочных работ предпочтительным представляется вариант с фиксированной платформой и фиксированным боковым ограждением.

Еще один вариант платформенной тележки – модель с фиксированной платформой оператора и задней спинкой. Она создает максимум комфорта при перемещении на большие расстояния. Оператор имеет постоянную точку опоры для спины и может держаться за ограждение спинки свободной от управления рукой. Последнее особенно важно, если принять во внимание, что в большинстве случаев тележка перемещается вилами назад, и оператор стоит на платформе вполоборота.

это удобней, поскольку в этом случае ему можно смотреть в любую сторону трассы. Такие тележки выпускаются грузоподъемностью от 2 до 3 т. Среди них часто встречаются модели с длинными вилами для перевозки двух паллет, у них более высокая скорость перемещения, начиная от 10 км/ч (скорость некоторых моделей достигает 20 км/ч), они могут составить достойную конкуренцию погрузчикам по производительности.

Габаритные размеры их шасси больше, что позволяет разместить бльшую аккумуляторную батарею. Встречаются модели с электрической системой, рассчитанной на напряжение 24 и 48 В. У последних рабочая скорость, как правило, больше, до 20 км/ч, и их чаще используют для перемещения паллет, особенно в крупных складских комплексах площадью 10…40 тыс. м2.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Как сделать подсвечники своими руками из подручных материалов

При всем многообразии моделей принципиальная схема конструкции всех тележек примерно одинаковая и включает три основных компонента: рабочие органы – в стандартном исполнении это вилы, с помощью которых тележка захватывает поддон, моторно-батарейный отсек и органы управления.

Альтернативный вариант, или самоходная тележка на основе домашней мототехники

Наиболее простой способ построить самоходную тележку своими руками заключается в переделке домашней техники, используемой для уборки двора, чистки снега или скашивания травы. Наилучшим вариантом постройки самоходной машины будет переоборудование техники, которая в теплое время года бесполезно простаивает в гараже или сарае. Это ручной самоходный снегоуборщик с бензиновым двигателем.

Машина для уборки снега обладает всеми необходимыми узлами – двигателем, приводом на задние колеса и системой ручного управления. Чтобы переоборудовать снегоуборщик в самоходный вариант тележки, потребуется выполнить следующие операции. Первоначально необходимо демонтировать лопату или шнековый снегоуборочный подборщик. Как правило, вспомогательные агрегаты устанавливаются на передней балке рамы. Там же устанавливается ведомый вал и шкив ременного привода отбора мощности двигателя.

Вместо штатной рамы нужно будет сварить новую рамную конструкцию, рассчитанную на повышенную нагрузку. Если на снегоуборщике стоит двигатель 3-4 л.с., то потребуется каркас из профилированной трубы сечением 20х40 мм и толщиной стенки не менее 2 мм.

Раму нужно будет изготовить с увеличенным размером основания, так как на переднюю балку конструкции будет опираться короб для груза, а в нижней части потребуется установить кронштейны для установки поворотных осей колес.

Для самоходной тележки важно обеспечить легкую поворачиваемость и маневрирование по ограниченной площадке. Для передних колес лучше всего использовать самоустанавливающиеся независимые колеса на резиновом ходу. Место для установки короба выбирается таким образом, чтобы вес от двигателя и груза равномерно распределялся на все четыре колеса. На передней балке рамы устанавливают поворотные петли, можно использовать гаражные навесы, любые другие, даже дверные окажутся слишком слабыми и прослужат недолго. Грузовой отсек будет поворачиваться на навесах и выгружать сыпучие материалы самосвалом, как на видео

Чтобы грузовой короб не прыгал при движении, нужно будет предусмотреть фиксатор – защелку. Форму короба можно выбрать в произвольном порядке, лучше всего скопировать стандартную схему садовой тачки, главное – правильно выбрать размеры грузового отсека. Для самоходного аппарата оптимальным будет объем 40-50 л. Если самоходная тележка не будет использоваться для перевозки перегноя, навоза или органических удобрений, то грузовой отсек вполне можно изготовить из фанеры, а стыки и швы усилить стальным уголком или просто оббить оцинкованным металлом.

Чаще всего для изготовления самоходной тележки пытаются использовать обычный мотоблок с бензиновым двигателем. Большинство мастеров отмечают, что переделка любого мотоблока в самоходный аппарат – идея не очень удачная, так как стоит блок достаточно большие деньги, имеет всего одну пару колес и высокую установку двигателя. В результате переделки такая тележка будет стоить немалых денег, а в итоге получается длинное и неустойчивое транспортное средство, которым сложно управлять на дороге.

Вилы

Начнем с вил. Длина вил тележек, как правило, стандартная и зависит от типа поддонов, с которыми приходится работать. При обработке поддонов поперек длина вил равна 990 мм, т. е. немного меньше ширины поддона (1000 мм). Если поддоны необходимо брать в продольном направлении (1200 мм), как это часто бывает, то выбирают вилы длиной чуть меньше. Для перевозки сразу двух паллет используются вилы длиной 2400 мм.

Высота подъема вил у всех электротележек примерно одинаковая и достаточно небольшая, что иногда находит отражение даже в названии машин, например low lift. Но для отрыва поддонов от пола и при их транспортировке она вполне достаточна: при подъеме вил клиренс тележки увеличивается до 200…220 мм, что позволяет свободно переезжать через выравниватели и преодолевать перепады между наклонной и горизонтальной частями пандусов и таким образом обеспечивать погрузку-разгрузку автомобилей.

Есть тележки, у которых функция преодоления уклона получила специальное развитие. Так, компания Jungheinrich выпускает так называемую «рантовую» модель (на эту конструкцию получен патент) с шарнирным сочленением, которое приводится в действие с помощью гидравлики. Эта конструкция создана в основном для того, чтобы удобно было оперировать с паллетами, стоящими на самом краю кузова, чего обычная тележка сделать не сможет, пока полностью не заедет в кузов автомобиля.

Источники питания. Зарядка и замена аккумуляторной батареи

Время работы электротележки от одной подзарядки является очень важной эксплуатационной характеристикой и определяется напряжением и емкостью аккумуляторной батареи, от которой она питается. В зависимости от типа тележек емкость АКБ может быть разной. Класс «мини»-тележек, предназначенных для неинтенсивной работы в одну смену, оснащен источником питания небольшой емкости – 40…50 А·ч: это несменяемые, обычно гелевые аккумуляторы. Такие модели часто используются в магазинах и, как правило, имеют встроенное бортовое зарядное устройство 200…220 В.

Средний класс тележек комплектуют АКБ емкостью 150…250 А·ч, встроенным (бортовым) или внешним зарядным устройством, в зависимости от режима работы, для которого предназначена тележка. Встроенное зарядное устройство бывает чаще всего на машинах, применяемых для односменного режима работы, когда тележку за ночь можно подзарядить в зарядной комнате или в специально отведенном для этого месте. Встроенное зарядное устройство нередко воспринимается как положительный момент в конструкции тележки.

При интенсивном режиме работы желательно иметь внешнее зарядное устройство и тележку со сменными АКБ, а заряд должен проводиться в специально оборудованном помещении. Время заряда зависит от вида аккумуляторной батареи и типа зарядного устройства и составляет порядка 8, 10 или 12 ч. Существенно быстрей заряжают АКБ высокочастотные зарядные устройства, но лучше рассчитывать на указанное выше стандартное время.

Поскольку тележки с платформой имеют более высокую скорость движения, их используют для интенсивных режимов эксплуатации и для них требуются АКБ большей емкости – 345…375 А·ч. Как правило, емкость батарей подбирают таким образом, что ее хватает на 8…10…12 ч работы за смену, потом аккумулятор надо заряжать или менять на запасной.

В тележке с сидящим оператором используются 24-вольтовые электрические системы. В самом мощном варианте тележки применяется АКБ напряжением 48 В и максимальной емкостью до 1000 А·ч. Естественно, такие тележки незаменимы при работе с особо тяжелыми грузами, в частности при перевозке сразу двух паллет на вилах, а также при очень интенсивной работе на больших складах и производствах.

Смена АКБ осуществляется двумя способами: извлечением через верх и с помощью системы бокового выкатывания. Возможность выемки АКБ через верх есть у всех тележек. В этом случае крышку или кожух машины снимают, АКБ цепляют за стропы и поднимают с помощью подъемного устройства или погрузчика, а на ее место так же ставят уже заряженную батарею. Если замена производится через верх, надо иметь несколько погрузчиков, зарядных устройств, устройств типа электроталь, тельфер, что не всегда возможно.

Замена АКБ с помощью устройства бокового выкатывания производится следующим образом. Под батарейным контейнером расположены ролики, которые позволяют выкатить аккумуляторы вбок (для этого надо тоже открыть или откинуть кожух), используя приемное устройство – роликовый стол или роликовый ложемент. На втором ложементе устанавливается уже заряженная АКБ, которая таким же образом закатывается в тележку.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Маленькие секреты вышивки бисером Вышивка бисером – Бисерок

Кожух закрывают, и тележка может продолжать работу. Боковой способ замены АКБ более дорогой, он предполагает специальное исполнение батарейного отсека. Для него требуются также вспомогательные варианты роликовых столов или тележек для выкатывания батареи, но он намного удобней, поскольку позволяет быстрее заменить АКБ и при наличии большого парка тележек может рекомендоваться как основной, надо лишь иметь определенное количество роликовых столов. Обычно таких столов должно быть на один больше, чем используемых тележек (например, на десяти столах стоят заряженные АКБ, а один остается пустым и служит для выкатывания разряженной батареи).

Рекомендации по использованию аккумуляторов разного напряжения и емкости могут быть даны исходя из конструкций разных моделей тележек. В батарейных отсеках в зависимости от габаритов можно размещать аккумуляторы разной емкости, которая может варьировать, но не в очень широких пределах. Поэтому выбор емкости делают на основе того, насколько интенсивно будет использоваться тележка. Как правило, тележка оснащается АКБ максимальной мощности, хотя бывают и другие ситуации.

В заключение этого раздела надо сказать об использовании гелевых батарей. Их применяют достаточно часто на складах, где нет зарядных комнат, или в магазинах. Но следует знать, что гелевая АКБ при одинаковых размерах батарейного отсека тележки имеет меньшую емкость, чем стандартная кислотная.

Самоходная тележка из скутера

Чаще всего донорами деталей и запчастей становятся старые скутеры и байки. После введения обязательной регистрации минимотороллеров и мопедов многие владельцы стали искать, куда можно использовать старый двигатель. Японские скутеры, как правило, имеют очень выносливый высокооборотный бензиновый двигатель с масляным сцеплением и полуавтоматической коробкой передач.

samohodnaja-telezhka_3 Самоходные электротележки (ч. 1) – Склад и техника

Сейчас оригинальные хондовские скутеры практически повсеместно вытеснены китайской самоходной техникой. Китайские скутеры могут ломаться на второй день эксплуатации, но попадаются экземпляры, которые работают не хуже японцев. Именно такую технику и нужно искать на разборке.

Делается самоходная тележка из скутера в следующем порядке:

  • Первоначально болгаркой отрезают заднюю часть рамы с двигателем, автоматической трансмиссией и колесом, демонтируют бак, органы управления мотором и тормозами;
  • Если самоходная тележка собирается по схеме трицикла, то для грузового отсека нужно будет подобрать колесную пару с мостом и осью, как на фото;
    samohodnaja-telezhka_17 Самоходные электротележки (ч. 1) – Склад и техника
  • Заднюю подвеску необходимо усилить добавочно П-образной рамой из уголка или профильной трубы. К раме будет крепиться колесная площадка для водителя;
  • Переход от грузовой части к задней подвеске изготавливают в виде Y- образной двуручной балки, на ручки устанавливают органы управления сцеплением и газом двигателя.

Трансмиссия и двигатель тележки остаются нетронутыми, переделать чудо японской техники во что-либо более совершенное в домашних условиях еще не удавалось никому.

Совет! Поэтому, даже если встретятся проекты с коренной переделкой двигателя или ременного вариатора, обходите их десятой дорогой. Лучше всего для самоходной тележки использовать родную компоновку двигателя.

Оператор управляет самоходной тележкой, стоя на задней откидной колесной платформе. Подобные схемы широко используются в конструкциях тяжелых полуторалитровых мотоблоков, выпускаемых китайцами для стран Юго-Восточной Азии. Схема показала себя необычайно удобной, практичной, к тому же самоходная тележка с такой компоновкой получается намного более устойчивой и управляемой, чем «ленивые» конструкции, в которых водитель сидит над двигателем, или как на мотоблоке с прицепом.

Насколько удобно управлять самоходной тележкой, стоя на платформе, можно судить по видео

Одно можно сказать — даже при пустом грузовом отсеке ездить на самоходной тележке можно намного быстрее и безопаснее, чем на мотоблоке.

Электрический вариант самоходной тележки

Зачастую в домашнем хозяйстве требуется просто тачка с приводом, для того чтобы перевести на 10-30 м грунт, удобрения или строительный мусор. В этом случае нет необходимости строить серьезный аппарат с бензиновым двигателем, можно вполне обойтись электрическим вариантом, как на видео

По замыслу автора, к оси колес обычной садовой тачки крепится зубчатая или ременная передача и высокооборотный двигатель от мощной электродрели или перфоратора. С учетом понижающего числа передачи, момента двигателя дрели вполне хватает, чтобы толкать груженую тачку со скоростью пешехода.

samohodnaja-telezhka_4 Самоходные электротележки (ч. 1) – Склад и техника

Для питания электродвигателя потребуется протянуть дополнительную проводку и подвесить ее на натянутой проволоке вдоль маршрута движения. Чтобы облегчить работу для тачки, нужно будет уложить твердое покрытие из досок или плит, иначе через 10-15 минут работы двигатель тележки перегреется и выйдет из строя.

Самоходная тележка из бензопилы

Покупка даже старого скутера для изготовления домашнего варианта самоходной тележки — это всегда лотерея, неизвестно доподлинно, как долго проработает старый двигатель с трансмиссией. Если задаться целью использовать самодельную тележку в качестве минигрузовичка, то нужно быть готовым к тому, что очень быстро выйдут из строя ремни вариатора. Стоят они недорого, но найти оригинальные японские детали от вариаторной трансмиссии и двигателя очень непросто.

Детали для самоходного аппарата

Самоходную тележку с практически неубиваемой трансмиссией можно построить своими руками из отечественной бензопилы типа «Дружба» или «Урал». Понятно, что отечественную технику выбирают, прежде всего, из-за удачной компоновки конструкции двигателя и относительно небольшой цены аппарата.

Как и в случае со скутером, двигатель бензопилы не трогаем, небольшой переделке подлежат только узел сцепления и звездочка привода режущей цепи. Прежде всего, потребуется полностью снять сцепление с двигателя. Силуминовый картер двигателя обрезается так, чтобы в нижней части получалось окно шириной 30 мм и длиной 70 мм. Размеры окна предварительные и в процессе изготовления самоходной тележки могут корректироваться. Пример того, как выполняется переделка картера, можно увидеть на видео

Трансмиссия самоходной тележки изготавливается в виде цепной передачи. Можно использовать однорядную цепь от легкого мотоцикла или двухрядную от двигателя автомобиля. Все зависит от того, какие запчасти имеются в распоряжении мастера, и какая нагрузка планируется на самоходную тележку. Кроме того, потребуется подобрать соотношение зубьев ведущей звездочки и зубчатого колеса. Обычно для самоходной тележки отлично подходит готовая цепная передача от старого мотоцикла типа «Ява», «Иж» или «Минск».

Для правильного выбора цепной передачи нужно сравнить обороты мотоциклетного двигателя на первой передаче и средние обороты бензопилы. Только в этом случае можно рассчитывать на получение приемлемой скорости самоходной тележки. Скорость на первой передаче – это 5-9 км/ч, но так как обороты двигателя бензопилы существенно выше, тележка сможет развивать скорость до 20 км/ч и выше.

В конструкции бензопилы на картере сцепления нет вала или прилива, на которые можно установить ведомую звездочку. Приходится разбирать узел и приваривать готовый вал, взятый с мотоциклетного двигателя или изготовленный самостоятельно.

Это самая сложная часть работы, так как потребуется выточить на токарном станке посадочный буртик на диск. Любые попытки приварить вал к диску «на коленке» могут вывести из строя весь двигатель, чем точнее будет приварен вал, тем меньше будут вибрации на раме самоходной тележки при работе мотора бензопилы. Чтобы корпус двигателя самоходной тележки не выпотевал масляными пятнами, потребуется установить новый сальник или набивное уплотнение.

Заключение

Средняя смета постройки самоходной тележки своими руками составляет 150-200 долл. В эту цену входит покупка недорого бензинового двигателя с элементами трансмиссии. Если заказать изготовление самоходного аппарата в механической мастерской или мастеру – автомеханику, то общие затраты возрастут до 350 долл., но уже при наличии гарантии качества выполнения сварочных работ. Китайскую самоходную тележку промышленного изготовления можно купить по цене легкого мотоблока, поэтому в любом случае делать аппарат своими руками будет намного выгоднее.

Интересные записи