Винсент Ван Гог «Звездная ночь»: описание картины, история

Интерпретации

Несмотря на обширную переписку, Ван Гог редко упоминал в письмах «Звёздную ночь». Сообщив Тео в июне о написании картины, в следующий раз он упомянул её примерно 20 сентября в перечне картин, отправленных брату в Париж, обозначив как «ночной этюд»[12]. Об этом перечне Ван Гог написал: «В целом, единственное, что я считаю немного ценным, это Пшеничное поле, Гору, Фруктовый сад, Оливковые деревья с голубыми холмами, Портрет и Вход в шахту.

Остальное мне ни о чём не говорит». К «остальному» относилась и «Звёздная ночь». Когда он решил не отправлять три картины из этой партии, чтобы сэкономить на почтовых расходах, «Звёздная ночь» оказалась в числе оставленных. В конце ноября 1889 года в письме художнику Эмилю Бернару Ван Гог назвал картину своим провалом. Ван Гог спорил с Бернаром и, особенно, с Полем Гогеном — следовало ли ему рисовать с натуры, как предпочитал он сам[13], или заниматься тем, что Гоген называл абстракциями — картинами, существующими в воображении[14].

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Как и знакомые ему парижские импрессионисты, особенно Клод Моне, Ван Гог предпочитал работать с сериями картин. «Звёздная ночь» принадлежит одновременно как к серии кипарисов с пшеничными полями[16], написанной в Сан-Реми, так и к маленькой серии ночных видов, начатой в Арле с «Ночной террасы кафе» и продолженной «Звёздной ночью над Роной». Ещё в феврале 1888 года Винсент писал Тео: «Мне нужна звёздная ночь с кипарисами, возможно, над полем зрелой пшеницы.

Здесь действительно красивые ночи». На той же неделе он написал Бернару: «Стоит попытаться нарисовать звёздное небо, так же как днём я пытаюсь нарисовать зелёный луг с одуванчиками»[17]. Ван Гог сравнивал звёзды с точками на карте, проводя аналогию между путешествием на поезде по земле и путешествием через смерть к звезде[18]. Хотя в конце жизни художник разочаровался в религии[19], он, похоже, не утратил веру в загробную жизнь.

Эту амбивалентность он упомянул в письме Тео после написания «Звёздной ночи над Роной»: «Я испытываю непреодолимую потребность в религии, поэтому выхожу ночью на улицу, чтобы рисовать звёзды»[20]. Ван Гог писал о существовании в другом измерении после смерти и связывал его с ночным небом, однако быстро оговаривался, что Земля — такое же небесное тело, как и звезда[17], и категорически отказывался признавать «Звёздную ночь» возвращением к романтическим или религиозным идеям[21].

Искусствовед Мейер Шапиро подчёркивает экспрессионистские аспекты «Звёздной ночи» и считает, что эта «визионерская картина вдохновлена религиозным настроением и написана под напором чувств»[22], а её скрытое содержание связано с новозаветным Откровением Иоанна Богослова[23]. Искусствовед Свен Лёфгрен развивает эти идеи, отмечая галлюцинаторный характер картины и сравнивая религиозное стремление Ван Гога за пределы бытия с поэзией Уолта Уитмена[24].

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Одежда для собак своими руками

Он называет «Звёздную ночь» бесконечно выразительной, символизирующей окончательное поглощение художника космосом и дающей незабываемое ощущение пребывания на пороге вечности[25]. Лёфгрен продвигает собственную символистскую теорию, ссылаясь на одиннадцать звёзд во сне Иосифа из книги Бытия[26], и утверждает, что элементы «Звёздной ночи» носят исключительно символический характер, как, например, кипарис, являющийся символом смерти в средиземноморских странах[27].

sm_logo2 Винсент Ван Гог "Звездная ночь": описание картины, история

Искусствовед Лорен Сот находит свой символический подтекст в «Звёздной ночи». Упоминая восхищение Ван Гога живописью Эжена Делакруа, который в ранний период использовал синие и жёлтые цвета в изображении Христа, Сот предполагает, что Ван Гог сам изобразил на картине Спасителя[28]. Сот критикует библейские интерпретации Шапиро и Лёфгрена, например в том, что полумесяц на картине включает элементы солнца, и считает, что он имеет символическое значение для Ван Гога как «утешение»[29].

Искусствовед Элберт Боайм помимо Венеры обнаруживает на картине созвездие Овна[30], а также предполагает, что изначально Ван Гог намеревался изобразить растущую выпуклую Луну, но потом вернулся к традиционному полумесяцу, ореол вокруг которого является остатком первоначальной версии[9]. По мнению Боайма Ван Гог мог быть знаком с популярными иллюстрированными публикациями Фламмариона с рисунками спиральных туманностей, как тогда называли спиральные галактики.

im244-M51Sketch Винсент Ван Гог "Звездная ночь": описание картины, история

Зарисовка галактики Водоворот, выполненная Уильямом Парсоном за 44 года до картины Ван Гога

Гарвардский астроном Чарльз Уитни, показавший сходство спирали в центре картины с зарисовкой галактики Водоворот, сделанной Уильямом Парсонсом в 1845 году[32], считает завихрения в небе изображением мистраля (крайне негативно повлиявшего на здоровье Ван Гога за 27 проведённых в Провансе месяцев)[33], а светлую полосу над линией гор — утренней зарёй[9].

Вкладывал ли Ван Гог особый символический смысл в изображения кипарисов, остаётся предметом дискуссий. Через неделю после завершения «Звёздной ночи» он пишет Тео: «Кипарисы всегда занимают мои мысли. Мне хочется что-нибудь сделать из них, как с подсолнухами, и меня удивляет, почему это до сих пор не получается»[34]. В том же письме он упоминает о двух этюдах с кипарисами в зелёных оттенках[35], из чего можно сделать вывод, что Ван Гога интересовали скорее внешние свойства деревьев, нежели их символические коннотации.

Ван Гог написал «Звёздную ночь» накануне приступа острого психического расстройства в июле 1889 года[38], и существует мнение, что предпосылки к нему владели художником во время работы над картиной, когда, находясь в состоянии обострённого восприятия реальности, он отдался силе воображения и увидел ночное небо таким, каким его до этого не видел никто[39].

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Как связать двойные варежки спицами

Описание картины Ван Гога «Звездная ночь»

Реальный вид из восточного окна спальни приближен к зрителю. Между вертикальной линией кипарисов, растущих на краю пшеничного поля, и диагональю неба разместилось изображение несуществующей деревушки.

Пространство картины разделено на две неравные части. Большая часть отдана небу, меньшая – людям. Вверх, к звёздам устремлена верхушка кипариса, похожая на языки холодного зеленовато-чёрного пламени. К небу стремится и шпиль церкви, возвышающейся между приземистыми домиками. Уютный свет горящих окон чуть-чуть напоминает сияние звёзд, но на их фоне кажется слабым и совсем неярким.

451831 Винсент Ван Гог "Звездная ночь": описание картины, история

Жизнь дышащего неба намного насыщеннее и интереснее человеческой. Небывало крупные звёзды излучают волшебное сияние. Спиральные галактические вихри закручиваются с беспощадной стремительностью. Они затягивают зрителя, уносят его в глубины космоса, прочь от уютного и милого мирка людей.

https://www.youtube.com/watch?v=DuOdDhY5394

Центр картины занимает не один звёздный вихрь, а два. Один большой, другой поменьше, причём больший как будто гонится за меньшим… и втягивает его в себя, поглощает без надежды на спасение. Холст вызывает у зрителя ощущение тревоги, волнения, не смотря на то, что цветовая гамма включает в себя позитивные оттенки синего, жёлтого, зелёного цвета. В значительно более умиротворённой картине «Звёздная ночь над Роной» Винсента Ван Гога используются более тёмные и мрачные тона.

Провенанс

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Ван Гог отправил картину своему брату со второй партией из девяти или десяти картин 28 сентября 1889 года[40][41]. После смерти Тео менее чем через полгода после Винсента наследие художника оказалось в руках вдовы Тео Йоханны. В 1900 году она продала «Звёздную ночь» поэту Жюльену Леклерку в Париже, который перепродал её в 1901 году Эмилю Шуффенекеру, старому другу Гогена. В 1906 году Йоханна выкупила картину у Шуффенекера для продажи её галерее Олдензил в Роттердаме.

Литература

  • Vincent van Gogh : March 30th—July 29th 1990. — Milan: Mondadori, 1990. — ISBN 88-242-0023-0.
  • Boime, Albert (December 1984). «Van Gogh’s Starry Night: A History of Matter and a Matter of History» (PDF). Arts Magazine.
  • Loevgren, Sven (1971). The Genesis of Modernism: Seurat, Gauguin, Van Gogh, and French Symbolism in the 1880s. Bloomington: Indiana University Press. ISBN 978-0253325600.
  • Naifeh, Steven and Gregory White Smith (2011). Van Gogh: The Life. New York: Random House. ISBN 978-0-375-50748-9.
  • Pickvance, Ronald (1986). Van Gogh In Saint-Rémy and Auvers (exhibition catalog, Metropolitan Museum of Art). New York: Metropolitan Museum of Art, Abrams. ISBN 0-87099-477-8.
  • Soth, Lauren (June 1986). «Van Gogh’s Agony». Art Bulletin. 68 (2): 301.
  • Whitney, Charles A. (September 1986). «The Skies of Vincent van Gogh». Art History. 9 (3).
ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Новогодние открытки своими руками

Примечания

  1. 12https://www.moma.org/collection/works/79802
  2. Van Gogh - Enrica Crispino - Google Книги
  3. Naifeh, Smith, с. 741–743
  4. 12Pickvance, с. 103
  5. Naifeh, Smith, с. 747
  6. Naifeh, Smith, c. 759}}
  7. Letter 777: To Theo van Gogh. Saint-Rémy-de-Provence, between about Friday, 31 May and about Thursday, 6 June 1889 (неопр.). Vincent van Gogh: The Letters. Van Gogh Museum. — «This morning I saw the countryside from my window a long time before sunrise with nothing but the morning star, which looked very big.».
  8. 12Whitney, с. 356
  9. 1234Boime, с. 89
  10. Naifeh, Smith, с. 760
  11. Schapiro, p. 34
  12. Van Gogh Letters Project, no. 805
  13. Naifeh, Smith, с. 755
  14. Naifeh, Smith, с. 674
  15. de Leeuw, Ronald (ed.). The Letters of Vincent van Gogh. — London : Penguin Books, 1996. — P. 469. — ISBN 978-0-140-44674-6.
  16. Schapiro, Meyer. Vincent van Gogh. — New York : H. N. Abrams, 1950. — P. 110.
  17. 12Naifeh, Smith, с. 649
  18. Naifeh, Smith, с. 611
  19. Soth, с. 301
  20. Naifeh, Smith, с. 651
  21. Naifeh, Smith, с. 767
  22. 12Schapiro, p. 100
  23. Schapiro, p. 33
  24. Loevgren, с. 181
  25. Loevgren, с. 182
  26. Loevgren, с. 186
  27. Loevgren, с. 184
  28. Soth, с. 307
  29. Soth, с. 309
  30. Boime, с. 88
  31. Boime, с. 92
  32. Whitney, с. 351
  33. Whitney, с. 358
  34. Naifeh, Smith, с. 758
  35. Van Gogh Letters Project, no. 783
  36. Boime, с. 96
  37. Jirat-Wasiutynski, p. 657
  38. Naifeh, Smith, с. 771
  39. Naifeh, Smith, с. 762
  40. Van Gogh Letters Project, no. 806
  41. Pickvance, 1986, с. 106
  42. The Provenance Research Project (неопр.). Museum of Modern Art. Дата обращения 16 августа 2014.
modif Винсент Ван Гог "Звездная ночь": описание картины, история

Эта страница в последний раз была отредактирована 16 июля 2019 в 09:08.

Интересные записи