Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Подготовка к аппликации «Грибы»

Сверните белый картон в трубочку и склейте края. Клей-карандаш бывает слабый для картона, поэтому лучшим вариантом будет ПВА.

Вырежьте из оранжевой цветной бумаги круг, найдите серединку и проведите радиус, отступите несколько сантиметров и проведите еще один. Сделайте вырез. Все значения определяются в зависимости от величины гриба. Но надо помнить, что чем больше сантиметров между радиусами, тем тоньше будет шляпка. А так как колпак на грибе нам был не нужен, я отступила где-то 2 см.

Подготовьте следующую деталь для гриба из бумаги. Вымеряйте ножку гриба, определите высоту будущей травы и вырежьте по этим параметрам прямоугольник из зеленой бумаги. Расчертите, как показано на фото, толщина травки может быть разная, у меня 1,5 см. разрежьте на полоски.

Из зеленой бумаги вырежьте по шаблону листик (либо используйте сухой), и участок полянки – некоторый неровный овал или другую неопределенную фигуру.

Теперь у нас все составляющие гриба готовы, пора приступать к сборке.

Приклейте травку на одну сторону ножки гриба, помогите ей красиво выгибаться в стороны. Если нужно, подрежьте длину.

Склейте шляпку, прикрепите к ней листик, а после шляпку приклейте к ножке. Если просто нанести клей на верхний конец ножки гриба, шляпка закрепится недостаточно сильно. Если нужна более устойчивая конструкция, прикрепить ее можно суперклеем, скотчем. Либо разрезать кончики рулона, отогнуть их наружу и уже к ним клеить шляпку.

Все, поделка гриба из бумаги готова.

Гриб с объемной божьей коровкой.

post_5c23956295013 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Грибочек под осенним деревом. В этом дуэте зеленый лист на грибе просто просится быть в натуральном, сухом состоянии, или в желтом цвете.

В старшей группе при подготовке к занятию аппликацией воспитатель уже может задействовать дошкольников. Так ребята могут заранее нарезать цветную бумагу на широкие полосы, а затем вырезать из них прямоугольники и квадраты (необязательно со строго равными сторонами).

Для создания классической аппликации «Грибы» понадобятся следующие материалы:

  • для основы — листы бумаги или картона формата А5 (картон можно использовать белый или цветной, например, зелёный);
  • цветная бумага разных цветов (коричневая, жёлтая, оранжевая, серая, красная и пр.) для создания грибов;
  • неширокие полоски зелёной бумаги (трава);
  • ножницы, клей, клеёнки, салфетки.
post_5c239648eb4b2-600x579 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Для создания грибной композиции лучше всего подойдут природные (жёлто-коричневые, серые, зелёные) тона цветной бумаги

post_5c239667c5a88-433x600 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Возможно, для занятия понадобятся также необычные материалы, например, вата и ткань

Аппликация на грибную тему в старшей группе согласно программе проводится в сентябре. Это логично, поскольку грибы являются одним из даров осени. Тема звучит так — «На лесной полянке выросли грибы».

Провести занятие можно как индивидуальную или же коллективную работу. В последнем варианте педагог заранее готовит лист ватмана, а дети заполняют его своими образами. Затем обозначаются дополнительные детали. Такое панно замечательно украсит групповую комнату или раздевалку.

Однако тему можно немного интерпретировать в следующих вариантах:

  1. «Грибы моей местности». Добавляется краеведческий аспект.
  2. «Сказочный гриб». Ребята создают фантазийный образ, например, гриб в виде дома или же имеющий антропоморфные черты.
  3. «Под грибом». Композиция может стать иллюстрацией к одноимённой сказке В. Сутеева. Педагог в таком случае может раздать детям бумажные фигурки животных — героев сказки (каждому достаточно одного персонажа).
post_5c2398d2a2497-600x400 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Аппликацию можно провести по мотивам сказки В. Сутеева

Аппликация, в которой центральное место занимает изображение грибов, проводится в начале учебного года (сентябрь-октябрь). В это время множество грибов созревает в лесах, парковых зонах, дети могут увидеть их во время прогулки, на рынке. Нередко ребятишки помогают взрослым собирать и даже заготавливать эти дары осени. Впечатления от происходящего в реальной жизни могут стать толчком к изобразительной деятельности.

Поскольку в средней группе дети уже могут пользоваться ножницами, знакомы с разнообразными, в том числе нетрадиционными, видами и приёмами аппликации, то в одной работе могут комбинироваться разные материалы и техники. Наиболее часто в детском саду используют такие материалы:

  • Цветную бумагу обычную, бархатную, гофрированную, с принтами.
  • Природный материал (высушенные и отглаженные утюгом листья), веточки сухоцветов, сухую траву, солому.
  • Нетрадиционные для аппликации, то есть салфетки, вату, пластилин, крупы, пайетки, вырезки из журналов, иллюстрации из пришедших в полную негодность детских книг.
  • Для фона можно применить тонированную плотную бумагу, крупные обрезки обоев. Затонировать и украсить фон способны и сами дети, например, коллективная осенняя работа может быть наклеена на ватман формата А3 с отпечатками осенних листьев в жёлто-красной цветовой гамме.
post_5c3c2657bbdf1-600x434 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Дети могут самостоятельно затонировать фон, нанести на него рисунок штампами

Вспомогательные материалы и инструменты:

  • ножницы;
  • клей и кисточка;
  • салфетки для снятия лишнего клея;
  • клеёнки для защиты поверхности стола.
post_5c3c28e93ed60-600x400 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Грибы лучше наклеивать на яркий цветной фон, чтобы их светлая ножка была хорошо заметна

Занятие или непосредственная образовательная деятельность (НОД) в средней группе длится около 20 минут, причём в середине проводят подвижную паузу, физкультминутку.

Яркие краски осени дают возможность создавать колоритные картинки осенней природы. Для аппликаций на эту тему используется как цветная бумага, так и природные материалы: разноцветные листья, лепестки поздних цветов, семена, колоски, веточки и другие предметы.

При изготовлении аппликаций на осеннюю тематику из цветной бумаги по шаблонам и в свободной композиции сохраняются основные атрибуты – вырезаются и раскрашиваются цветы, грибы, фрукты, жёлуди, силуэты деревьев. Обязательный компонент – осенние листья.

grib-iz-bumagi1 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

При работе с природным материалом нужно его подготовить. Собранные листья необходимо предварительно выровнять и высушить под прессом. Если листочку требуется придать какую-либо форму, то для этого используется свежий лист, который затем высушивается.

Для коллажей и мозаичных картин можно приготовить картонные шаблоны, на которые наклеиваются элементы.

Осенняя природа – благодатная почва для полёта детской фантазии. Аппликации из листьев, помещённые в рамку для фотографий, украсят любой интерьер.

Эффектным украшением будут и осенние фонари. Для этого стеклянный сосуд оклеивается снаружи разноцветными листьями (бумажными или природными), внутрь ставится небольшая свечка.

Для создания зимних и, в частности, новогодних аппликаций применяется любая из описанных техник, в зависимости от возраста детей.

Самым распространённым видом зимних аппликаций являются снежинки – это подвид аппликации силуэтного типа. Правильно складывать лист, обрезать край и острый уголок, делать надрезы рекомендуется сначала на обычной бумаге – так вырабатывается навык.

Кроме того, подвесками из таких снежинок украшают комнату. Тонкие, воздушные снежинки можно наклеить на окна и другие поверхности.

Для маленьких детей лучше подготовить шаблоны (круги с нанесённым контуром) и сделать обрывную снежинку из кусочков. Для плоских, объёмных, многослойных  снежинок требуется заготовить схемы для вырезания.

Для изготовления традиционной ёлки малыши используют треугольники из зелёной бумаги, снеговик делается из белых кружков, воспитатель или родитель помогает дополнить аппликацию деталями.

24481_fa6e4f970ce10112133898be0a35990e.jpg Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Детям постарше можно предложить сделать ёлку из полосок бумаги или создать картинку зимнего леса с помощью шаблонов, используя мелкие бумажные кусочки или вату. 

Ярко и объёмно смотрится ёлка из бумажных шариков. Для этого изготавливается шаблон и элементы из крепированной бумаги.  Основной цвет – тёмно-зелёный, для гирлянды делаются разноцветные шарики.

После нанесения клея на шаблон рекомендуется сначала расположить гирлянду, затем заполнить контур «хвоей» и дополнить аппликацию звездой и основанием.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Аппликации из цветной бумаги шаблоны распечатать для детей 2-3, 4-5, 6-7 лет. Фото. тема осень, зима, весна

Интересная аппликация с изображением зимних аксессуаров позволяет детям проявить творческую фантазию.

Украшением шапочки и варежек может служить любой орнамент, фигурки животных, зимние картинки, бисер или стразы.

Для имитации меха используется вата.

С помощью одноразовой тарелки можно сделать поделку-маску белого медвежонка. В тарелке вырезаются отверстия – глаза, поверхность оклеивается кусочками бумаги, для носа используется одноразовый стаканчик.

post_5c3ed6e658499 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Старшие дошкольники и учащиеся младших классов способны под руководством взрослых создавать сложные зимние пейзажи с использованием смешанных техник.

Подснежники и ландыши, скворцы и цветущие деревья – эти признаки весны традиционно используются в детских аппликациях из цветной бумаги с применением шаблонов. Самые маленькие выполняют простые задания, располагая подготовленные элементы на контурах. Эти же образы можно усложнить, добавив картинки весенней природы.

Более сложные композиции – объёмные, многослойные, с большим количеством элементов – создают дети, обладающие навыками работы с клеем, ножницами, кисточкой и использующие разные техники.

Сирень в вазе из крупы, весенняя картина в технике рисования и аппликации – эти и множество других идей предлагают специалисты родителям и воспитателям для развивающих занятий с детьми.

Аппликация – это изобразительная деятельность. Добившись желаемого результата, ребёнок испытывает эстетическое удовольствие, тем самым приобщаясь к миру прекрасного, к миру искусства. Простой и доступный для детей способ создания художественных работ делает аппликацию одним из любимых видов развивающих занятий с детьми.

Занятие аппликация «Грибы» направлено на всестороннее развитие ребенка, его воображения и фантазии. Прежде всего изучение свойств внешнего мира способствует сенсорному развитию. Во время выполнения поделки ребенок будет изучать цвета – зеленый, красный, синий, желтый, черный, белый; формы предметов – квадрат, треугольник, круг; различные размеры – большой или маленький. Воспитатель должен на первых занятиях постоянно проговаривать свойства предмета, по возможности спрашивать и детей, чтобы они его описали.

Порядок выполнения работ

Аппликация «Грибы» в старшей группе переходит на более сложный уровень. Эту тему можно очень интересно обыграть. В этом воспитателю помогут нетрадиционные техники с использованием нестандартных материалов, сочетание привычной аппликации с другими видами изобразительной деятельности. А ещё больше увлечь дошкольников творчеством поможет сказочная мотивация.

Как и из чего изготавливаем детали конкретной аппликации, зависит от выбранной техники и вида работы. От них же зависит и порядок наклеивания.

Вырезная аппликация

Дети подготавливают детали, обрезая два угла прямоугольников красного или коричневого цвета, примыкающих к длинной стороне. Это будут шапочки грибов. Затем отрезают нужной длины ножки от полоски бумаги белого или жёлтого цвета.

Располагают детали на листе, накладывая шапочки на ножки без наклеивания, чтобы создать композицию в центре листа, научить малышей видеть итог работы. После этого наклеивают ножки, свержу шляпки, а уже готовые изображения грибов дополняют деталями, которые подготовил и предложил воспитатель. Это могут быть листья, трава из бумаги, природный материал.

post_5c3c2999127de-600x450 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

В этой работе удачно сочетаются вырезная аппликация из бумаги и декорирование природным материалом

Воспитанникам даются заготовки: бумажные красные или коричневые круги, полоски белого или жёлтого цвета. Дети самостоятельно сгибают круги пополам и разрывают по линии сгиба, получая две шапочки грибов. Полоски также сгибают поперёк и разрывают, это будут ножки. После раскладывания композиции наклеивают ножки и шапочки на лист, работу украшают «травкой» из мелких кусочков зелёной бумаги, «листвой» из обрывков жёлтой и красной.

Для изображения грибов может применяться и мозаичная аппликация. Детям дают шаблоны с изображением грибов, их задача: отрывать от листа соответствующего цвета маленькие кусочки бумаги, заполняя ими предварительно хорошо промазанный клеем силуэт гриба. Этот вид работы близок с аппликацией крупами, в которой также необходимо заполнить контур материалом, сажая его на клей. Для шляпки берут гречневую, для ножки — манную, рисовую крупу или пшено.

post_5c3c2a8d11b22 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Заполнение шаблонов мозаикой или крупами начинают сверху, иначе готовая часть работы будет мешать ребёнку

Дети сами или с помощью воспитателя делают заготовки шляпок (из листьев, близких к круглой форме, таких как липовые, яблоневые, тополиные), разрезая лист вдоль основной жилки. Ножки делают из длинных листьев, например, ивовых, обрезая верхнюю и нижнюю часть. Наклеивают сперва ножку, потом шляпку, украшают соломинками, веточками, травкой.

Интересными и очень красивыми получаются аппликации мухоморов. Детям средней группы удастся вырезать шапку мухомора, обрезав края треугольной красной заготовки, разрезать по линии ножки грибов. «Воротничок» мухомора изготавливает воспитатель, а наклеивают малыши, поскольку это мелкая деталь. Зато сколько радости доставит украшение шапочки мухомора белыми точками, тем более, выполняться оно может и из скатанных в шарик салфеток или ваты, и из пластилина, и даже рисованием пальчиками белой гуашью.

post_5c3c2af8283f9-433x600 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Белые точки на шляпке мухомора даже в одной работе можно выполнить по-разному

Фантастические грибы получатся, если шляпки сделать из фантиков конфет (вырезает воспитатель), фольги, бумаги с принтом. Воспитатель повысит интерес детей к деятельности, вспомнив обожаемых детворой героев мультфильмов, сказок: фей, гномов, волшебников, которые могли бы жить на таких необычных грибах. Найдя среди обрезков журналов изображения детей, лесных обитателей, кустов и деревьев, можно создать коллаж, рассказывающий о походе в лес за грибами.

Используемые техники и приёмы

Для создания образа гриба детям необходимо два элемента — ножка и шляпка. Первая вырезается из прямоугольной заготовки путём закругления всех его углов. Как вариант можно закруглить углы только с одной стороны.

post_5c23968cf2197-600x456 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

У прямоугольника закругляются все углы — получается ножка гриба

Можно сразу вырезать две одинаковые ножки из одной более длинной заготовки. Для этого она складывается пополам, закругляются уголки. Разрезав бумагу по линии сгиба, ребёнок получит сразу две нужных детали.

post_5c2396c15953e-600x104 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Из прямоугольной заготовки можно сразу вырезать две грибные ножки

Шляпка гриба может представлять собой овал или полуовал (как вариант — полукруг). В первом случае скругляются все углы прямоугольника, во втором — только с одной стороны (он располагается горизонтально). Можно также вырезать одновременно две шляпки, используя квадратную заготовку.

post_5c2396d58ef3d-600x221 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Из сложенного пополам квадрата можно вырезать две одинаковые шляпки

Готовый грибок будет выглядеть примерно так.

post_5c2396edf0cec-600x358 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

В традиционном варианте грибы выглядят примерно следующим так

Что касается отдельных разновидностей грибов, то их шляпки удобнее вырезать из прямоугольника, закругляя его углы и придавая сторонам волнообразную форму. Например, так изготавливается мухомор.

post_5c23970ecfe67-428x600 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Шляпка мухомора вырезается из треугольника — его углы закругляются, а стороны становятся волнообразными

Мухомору можно дополнительно сделать юбочку-купол. Для этого превращаем прямоугольник в трапецию и надрезаем её ножницами.

post_5c2397420a779 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Образ мухомора сделает более реалистичным юбочка-купол

Лисичка же вырезается целиком из квадратной заготовки. Деталь сгибается пополам, чтобы грибок получился симметричным.

post_5c23976f9a34b-600x308 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Лисичка вырезается целиком из сложенного пополам квадрата

applications-of-colored-paper-templates-23-1 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Боровичок можно сделать более узнаваемым с помощью толстой ножки, которая сужается кверху.

post_5c239780265f5-600x432 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Боровику следует сделать характерную толстую ножку, которая сужается кверху

Дополнит грибную композицию травка в нижней части листа-основы. Можно просто приклеить длинную полосу зелёной бумаги.

post_5c23979b1332e-600x320 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Чтобы обозначить траву, можно просто приклеить под грибами длинную зелёную полосу

В более сложном варианте дети нарезают или отрывают вручную тонкие полоски и приклеивают их вертикально. Можно также вырезать пучок травки из одной детали целиком.

post_5c2397adf2ccc-450x600 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Изобразить траву дошкольники могут и более сложным способом

Важная часть работы — композиция. Задача ребят — гармонично расположить грибочки на лесной полянке либо красиво разместить их в корзинке.

post_5c2397c3d7126-463x600 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Воспитанники старшей группы должны уметь красиво располагать изображение на листе

Тема грибов предоставляет большие возможности для использования нетрадиционных аппликативных техник:

  1. Обрывная аппликация. Образ складывается из кусочков цветной бумаги, которые ребёнок отрывает вручную.
  2. Мозаичная. Воспитатель или сами дети заранее нарезают маленькие квадратики или прямоугольники из цветной бумаги. Ими заполняется обозначенный контур гриба.
  3. Насыпная. Фигурка грибочка с обозначенным контуром промазывается клеем, а затем посыпается крупой (например, шляпка — гречкой, а ножка — манкой или рисом). Кстати, крупу можно окрашивать в разные цвета (для этого краска в пластиковой миске разводится спиртом и водой). Можно даже использовать семена растений — получится замечательная осенняя композиция.
  4. Аппликация из листьев. Используя листья разных деревьев определённого размера и формы, можно составить очень оригинальную композицию.
  5. Объёмная аппликация. Для придания эффекта объёма можно сложить шляпку веером или же просто сформировать складки на шляпке и ножке. Можно также использовать простой вариант оригами.
ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Амигуруми для начинающих — схемы с описанием работы крючком

Чем можно дополнить аппликацию

Замечательно дополнить грибную композицию можно с помощью рисования и лепки. Например, дети могут дорисовать красками, карандашами или фломастерами бабочек, жучков, капли дождя или листочки, падающие на грибочки.

Очень интересная идея — предложить детям обвести свою ладошку фломастером: пальчики станут ножками для семейки опят или просто для фантазийной грибной композиции. На каждую ножку затем приклеивается вырезанная шапочка. Внизу оформляется корзинка или же обозначается травка.

Как всегда, сочетать аппликацию можно и с лепкой. Например, пластилином можно обозначить белые пятнышки на шляпке мухомора.

post_5c2398894b03c Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Пятнышки мухомора обозначены белым пластилином

В чем польза аппликаций по шаблону для развития

Аппликации из бумаги – творческий процесс, благодаря которому дети познают окружающий мир и приобретают множество навыков. Кроме развития мелкой моторики рук, это координация движений, изучение цветов и их сочетаний, понятие о композиции, знакомство с различными материалами и фактурами, развитие наблюдательности, воображения и фантазии.

Работа над аппликацией в коллективе способствует организованности, выдержке, аккуратности. Необходимо отметить также развитие пространственного воображения: занимаясь аппликацией, дети создают целое из нескольких составляющих и, наоборот, учатся делить целое на части.

Различают три основных вида аппликации:

  • предметная – вырезанные части имеют простую, чёткую форму и пропорции, создаётся образ, не связанный с каким-либо сюжетом;
  • сюжетно-тематическая – соответствие определённому сюжету (взятому из сказки или придуманному самостоятельно);
  • декоративная – украшение открыток, рамок фото узорами из геометрических фигур.

Как мотивировать детей к творчеству

Конечно, тема грибов сама по себе интересна дошкольникам, однако воспитатель должен дополнительно их мотивировать, вдохновлять на творческие порывы. Как всегда, на помощь приходят игровые персонажи. Например, это Старичок Лесовичок. Он сообщает ребятам, что в лесу неожиданно пропали все грибы, и белкам, ёжикам и другим зверям теперь нечего запасать на зиму. Педагог предлагает детям помочь лесным жителям создать для них грибочки.

post_5c2398ed99f81-453x600 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Старичок Лесовичок просит ребят помочь лесным жителям, ведь в лесу пропали все грибы , и теперь нечего запасать на зиму

Как вариант к ребятам приходит белочка и рассказывает, что запасла на зиму орешки, а вот грибочки не успела.

Если занятие проводится по мотивам сказки В. Сутеева, то педагог предлагает дошкольникам помочь героям сказки — подарить им большой гриб, под которым всем хватит места укрыться от дождя.

Занятие можно начать с загадки, чтобы заинтриговать детей:

  • Кто сидит на крепкой ножке
    В бурых листьях у дорожки?
    Встала шляпка из травы —
    Нет под шляпкой головы?

Можно предложить загадки про конкретные виды грибов, например, такие:

  • Нет грибов дружней, чем эти, —
    Знают взрослые и дети –
    На пеньках растут в лесу,
    Как веснушки на носу (опята)
  • Золотистые …
    Очень дружные сестрички.
    Ходят в рыженьких беретах,
    Осень в лес приносят летом.

В старшей группе ребята уже хорошо воспринимают интересную познавательную информацию. Можно рассказать им, что грибы — это особенные организмы, похожи на растения, однако не имеющие ни листьев, ни ветвей, ни цветов. Вместо корней добывать питательные вещества им помогает грибница, находящаяся в земле. Поэтому срезать грибочек нужно аккуратно, чтобы не повредить её, и тогда на этом месте вырастет новый гриб.

Неотъемлемая часть любого занятия по ИЗО — динамическая пауза. Физкультминутку или пальчиковую гимнастику обязательно нужно подбирать на соответствующую тему — это также мотивирует детей к творчеству.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Грибы»

Таблица: физкультминутки на грибную тему

Простыми аппликациями из цветной бумаги с помощью шаблонов можно заниматься с 2-х лет. Однако некоторые специалисты полагают, что посильные задания могут выполнять и дети с 1 года.

Начальные занятия представляют собой приклеивание кусочков бумаги на лист в произвольном виде. На этом этапе ребёнок должен уяснить и запомнить основные действия: намазать, перевернуть, приложить, пригладить. Малышей пока привлекает сам процесс, стремиться к результату они будут потом.

На второй ступени сложности используются шаблоны. Ребёнок должен разместить элементы тоже хаотично, но в пределах контура, при этом возникает определённый образ.

applications-of-colored-paper-templates-2 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)
Шаблон аппликации с цветной бумаги «Ёжик»

Шаблон – это схематичное изображение будущей картинки, нарисованное  или распечатанное на принтере. Несложными шаблонами для аппликаций из цветной бумаги могут служить, например, ёлка с шарами, дерево с яблоками и другие.

ПОДРОБНЕЕ ПРО:  Красивые стрижки на средние волосы 2019-2020, фото, идеи стрижки на средние волосы

Для такой работы нужно подготовить элементы: шары, яблоки и т. д. Ребёнок должен сам определить, как расположить их на шаблонах.

applications-of-colored-paper-templates-3 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)
Шаблон аппликации «Пальма»

Для маленьких детей будет интересным выполнение несложной обрывной аппликации. Малыш наблюдает, как взрослый рвёт бумагу на длинные полоски, затем сам рвёт их на клочки. Этими кусочками нужно заполнить контур.

Если ребёнок захочет сам разорвать бумагу, то из этих неровных, неловких полосок тоже можно составить аппликацию, например, травку. Муравьи рисуются с помощью пальчиковых красок.

post_5c239838bb9e7-150x150 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Далее задание усложняется: нужно попасть элементом на конкретное место шаблона или нарисованного контура. Так, с помощью вырезанных кружочков, выполняется изображение гусеницы. На данном этапе детей интересует уже не только процесс, но и результат.

При изготовлении аппликаций из цветной бумаги с применением шаблонов и контуров с детьми до 3-х лет используются приготовленные вырезанные элементы.

При этом необходимо объяснить, как правильно держать ножницы и бумагу, чтобы не пораниться. Начинать нужно с прямых разрезов, затем отработать изгибы и закругления.

В этом возрасте дети уже способны создавать несложные сюжетные картинки. Наклеенные на шаблон элементы позволяют создать конкретный образ.

Фоном для аппликации может быть нанесённый контур с частично нарисованными элементами. К примеру, шаблонный аквариум с водорослями и камнями на дне дети могут заселить обитателями: рыбками, медузами и т. д.

Интересным занятием может быть соединение и склеивание разрезанной картинки. Если ребёнок справляется с таким заданием легко, рекомендуется его усложнить: к зонтику добавить дождинки, к домику с присоединённой крышей приклеить окна. Такие занятия развивают фантазию, наблюдательность, чувство пропорции.

В этом возрасте аппликации из цветной бумаги и шаблоны для них становятся сложнее. Подготавливая, совместно со взрослым, элементы для будущей картинки, ребёнок проявляет больше самостоятельности: вырезает, подбирает цвета и, таким образом, получает понятие о композиции.

Такая деятельность развивает логическое мышление, позволяет проявить творческие задатки.

Для детей 4-5 лет увлекательным занятием является изготовление открыток, которые они затем дарят родителям и друзьям.

Основа складывается пополам и внутри открытки наклеиваются элементы, образующие сюжетную картинку.

Шаблоны, разработанные специалистами, являются лишь примерами, указывающими направление работы.

Родители и воспитатели могут вносить свои идеи. Например, использование в аппликации вырезанного контура ладошки малыша, – такие картинки вызывают у детей изумление и восторг.

applications-of-colored-paper-templates-11 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)
Аппликации с ладошкой

Техника аппликации из одних кружочков раскрывает для ребёнка взаимосвязь частей и целого.

Развивая творческое воображение ребёнка, следует показать ему различные приёмы работы с бумагой: например, сложить её в виде гармошки. Для такой картинки нужно подготовить основу, нанести контуры. Усложняется и процесс приклеивания.

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста уже обладают определёнными навыками.

Занятия аппликацией из цветной бумаги с использованием шаблонов в этот период помогают дальнейшему развитию мелкой моторики, мышления, памяти и концентрации, вырабатывается умение планировать свою деятельность.

Важным обстоятельством является и то, что ребёнок предвидит конечный результат своей работы.

В этом возрасте у детей закрепляется навык вырезания отдельных деталей и цельных силуэтов, симметричных элементов из сложенной пополам бумаги, а также умение создавать композиции и правильно располагать на основе отдельные их части.

На этом этапе дети изучают сочетания цветов, анализируют и сопоставляют детали. Становится разнообразной и фактура материала: кроме обычной цветной бумаги, используется крепированная («жатая»), мелированная (глянцевая), фактурная (с тиснением или имитирующая бархат), фольгированная.

post_5c23983916d52-150x150 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

В этот период можно переходить к объёмным симметричным композициям.

Для выполнения такого задания шаблоны (облака, воздушные шары) вырезаются обычным способом. Далее два одинаковых шаблона сгибаются по центру и скрепляются вместе (можно сшить). Подготовленные элементы наклеиваются на основу.

Для изготовления объёмной птички шаблон сгибается пополам и склеивается, кроме крылышек, которые сгибаются по пунктирной линии.

Полученный результат можно наклеить одной стороной и крылом на основу (в виде аппликации) или превратить в поделку, привязав на нитку и подвесив на веточку.

Усвоив на предыдущих этапах азы композиции, дети 6-7 лет способны создавать целые картины – пейзажи, натюрморты, используя готовые шаблоны для аппликаций из цветной бумаги или изготавливая их с помощью воспитателя или родителей.

Аппликации с использованием одноразовой тарелки

post_5c23983960473-150x150 Аппликация грибы в старшей группе (в том числе коллективная)

Одноразовые тарелки являются удобным материалом, с помощью которых можно создавать оригинальные и красивые композиции. Изготовленные из полистирола или картона, разного цвета, с различным тиснёным рисунком, они могут быть как основой для аппликации, так и элементами для неё.

К изготовлению аппликаций из цветной бумаги на одноразовой тарелке с помощью шаблонов можно привлекать детей с младшего возраста. На подготовленном цветном фоне дети располагают несложные элементы в виде узора.

Усложнённый вариант – использование для фона двух или нескольких цветов и более сложные элементы. Дети 6- 7 лет составляют уже тематические композиции на тарелках или используют их как материал для отдельных элементов.

Комбинированные аппликации

Выполняя аппликации из цветной бумаги, шаблоны можно разнообразить, комбинируя различные материалы.

Аппликации из крупы

Таким видом аппликаций можно заниматься даже с маленькими детьми. Алгоритм работы следующий: взрослый наносит клей на заготовленный рисунок, ребёнок сыплет на него крупу и слегка придавливает пальчиком.

Оставшиеся не приклеенными крупинки нужно стряхнуть. Такое занятие воспитывает у ребёнка внимательность и аккуратность.

Дети постарше могут использовать разные виды круп. При этом клей наносится поочерёдно на отдельные участки. Для красочности картинки рекомендуется предварительно подкрасить крупу гуашью в разные цвета. В качестве шаблона можно взять собственный рисунок ребёнка, это стимулирует его, вызывает вдохновение.

Для выполнения такой аппликации необходима предварительная подготовка. Изучив рисунок и выбрав цвета, ребёнок, с помощью взрослых, подбирает подходящие по цвету и размеру пуговицы. Затем следует разложить их на рисунке, чтобы представить желаемый результат, и приступить к наклеиванию.

Для младших детей, не владеющих пока нужными навыками, можно нанести рисунок по шаблону на слой пластилина – ребёнок будет прикреплять пуговицы вдавливанием. Такая техника применима и при работе с крупами.

Многослойные аппликации

Многослойные (накладные) аппликации из цветной бумаги или других материалов выполняются с помощью разработанных или изготовленных самостоятельно шаблонов.

Такая работа развивает пространственное воображение, воспитывает эстетический вкус. Выполняются они из бумаги, ткани, кожи, фетра – главное, чтобы края материала не осыпались.

Многослойные аппликации, как и другие разновидности, бывают разной степени сложности. Для маленьких это простое наклеивание деталей друг на друга. Закрепляя элементы только с одного края, можно создать эффект объёмности.

Более сложные аппликации характеризуются большим количеством деталей, для их изготовления требуются хорошие навыки работы с ножницами, чувство пропорции и цвета.

Дети старшего возраста, с развитой мелкой моторикой рук, обладающие навыками изготовления сложных деталей, создают настоящие произведения искусства – необычные композиции и даже портреты. Особую красочность им придают светотеневые эффекты.

Многослойная аппликация – это уже по-настоящему творческий процесс, в котором проявляется фантазия и художественные способности ребёнка. Необходимо продумать образ, цветовую гамму, последовательность действия, поэтому такая работа подразумевает определённый уровень интеллекта.

Аппликации из кусочков

Аппликации из разрезанных или рваных кусочков цветной бумаги с использованием шаблонов – довольно простой вид, их могут выполнять даже маленькие дети. На лист-основу нужно нанести рисунок. Помимо готовых шаблонов можно использовать детские раскраски или придумать эскиз самостоятельно.

Изготовление элементов аппликации проводится совместно с ребёнком – маленькие дети с удовольствием рвут бумагу на кусочки. Если уже имеются навыки работы с ножницами, можно позволить эти элементы вырезать.

Подобрав нужные цвета, можно приступить к наклеиванию. Клей наносится не на мелкие детали, а на шаблон, по участкам.

При занятии с малышами этот процесс осуществляется взрослым, дети более старшего возраста сами наносят клей кисточкой. Приклеивая кусочки бумаги, ребёнок должен точно попадать в контур.

Разновидностью аппликации из кусочков является торцевание. Эта техника довольно сложна, но детям 6-7 лет она вполне по силам, особенно при коллективной работе.

Для овладения техникой торцевания педагогам и родителям предлагаются мастер-классы по этой теме.

Интересные записи